Что касается Грузии, то с ней все понятно: по вопросу о евроинтеграции у тамошней политической элиты существует консенсус, и новые власти в этом смысле ничем не отличаются от старых. Новый премьер-министр Грузии накануне саммита заявил, что «вступление в ЕС - это исторический выбор Грузии, а стремление Грузии к европейской семье имеет многовековую историю». В знак солидарности с украинскими единомышленниками депутаты грузинского парламента пришли на заседание с сине-желтыми шарфами – это цвета государственного флага Украины. Парламентское большинство и меньшинство разошлись только в одном вопросе: сторонники экс-президента Саакашвили хотели внести в резолюцию упоминание о зловещей роли Москвы в приостановке украинской евроинтеграции. Но депутаты от «Грузинской мечты» не дали им этого сделать. И впрямь, грузинам грех жаловаться: несмотря на всю их евроинтеграцию, Москва открывает свои рынки для грузинской продукции, смягчает визовый режим. Есть только один неприятный для Тбилиси момент: пока они интегрируются с Европой, Абхазия и Южная Осетия все больше интегрируются с Россией и видят себя совсем в другой системе координат. Поэтому раскол становится все более необратимым.
У Молдовы та же проблема: Приднестровье. Но здесь не все так однозначно. Согласно опросам, лишь 48% населения страны поддерживает идею евроинтеграции, а 46% выступает за Таможенный союз. И судьба Молдовы очень сильно зависит от позиции Украины. У Молдовы нет с Россией общей границы, поэтому вступить в Таможенный союз она может только в том случае, если к ТС присоединится и Украина. И если Грузия – более-менее «отрезанный ломоть», то Молдова для России еще не потеряна. Поэтому легко догадаться, что именно она станет полем очередной битвы между Брюсселем и Москвой. Накануне саммита в Вильнюсе в Молдове проходили многотысячные антиправительственные демонстрации, организованные коммунистами. Вспомнили даже о «Меморандуме Козака»: партия социалистов выдвинула проект федерализации Молдовы – это именно то, что в свое время предусматривал план Козака и что было отвергнуто в Кишиневе.
Жителям Молдовы обещают в ближайшее время безвизовый режим с ЕС и 1 миллиард евро в виде кредитов и грантов в течение 7 лет. Но многие недоумевают: почему документы, которые парафируют в Вильнюсе, засекречены? Масла в огонь подлил румынский президент Траян Бэсеску, который заявил, что сейчас для Румынии приоритетным проектом является «объединение страны». То есть воссоединение с бывшей Бессарабией. По его словам, удобный момент для реализации этого проекта – это вступление Молдовы в процесс подготовки к вступлению в ЕС. И, кстати, 61% граждан Румынии являются сторонниками объединения с Молдовой. Так что есть опасность, что на Вильнюсском саммите начнется не только процесс «евроинтеграции» Молдовы, но и процесс утраты ее недолгой независимости.