Замглавы Минюста Дмитрий Аристов рассказал, что речь идет об исполнении решения Конституционного суда, куда обращались «Свидетели Иеговы» из Казани. Сейчас проведение религиозных обрядов и богослужений вне помещений храмов и других культовых сооружений требуется согласовывать с властями — как митинги или демонстрации. КС признал это неконституционным. Предлагается провести разграничительную линию: без уведомления властей можно будет проводить богослужения в любых принадлежащих религиозным организациям или арендованных ими помещениях и сооружениях, вплоть до квартир, на принадлежащих им или арендованных ими земельных участках, на кладбищах и в крематориях, а также «в местах паломничества». Во всех остальных случаях (например, Курбан-Байрам или крестный ход вне территории храма) богослужения подпадают под действие Закона о митингах, то есть требуют согласования.
«А то бывают ситуации, когда религиозные организации проводят мероприятия и привлекаются к административной ответственности», — поддержал правительство глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР). Он отметил, что в тексте «есть неточности в формулировках, которые надо устранить ко второму чтению».
Депутаты проявили к теме живой интерес.
«Есть множество очень-очень вредных сект. Зачем мы разрешаем им собираться на квартирах?» — возмутилась Тамара Плетнева (КПРФ). В России более 60 конфессий и 26 тысяч зарегистрированных религиозных организаций, пояснил замминистра, их и касается закон, а секты «действуют вне правового поля, и ими должны заниматься правоохранительные органы».
«У нас бывает сезонное нашествие мормонов. Могут к вам привязаться на улице, не зная, что вы замминистра, и вы нескоро от них отвяжетесь», — пугал Николай Коломейцев (КПРФ). «Мормоны зарегистрированы, а раздача литературы на улице не является публичным мероприятием», — ответил г-н Аристов.
Одной из «неточностей в формулировках» является неопределенность понятия «места паломничества». «Что это такое — определяется основами вероучения каждой религиозной организации, а у нас светское государство, и дать правовое определение весьма сложно», — взамен замминистра предложил включать в перечень документов, представляемых религиозными организациями при регистрации, список таких мест.
«Во многих старых городах кладбища — в центре города. Что мешает превратить одну из могил в место паломничества и проводить там богослужения, которые могут вызвать социальный протест?» — спросил Александр Кравец (КПРФ). «Если религиозный обряд либо церемония затрагивают интересы третьих лиц, то вводится уведомительный порядок», — ответил чиновник.
«Завтра любая организация посчитает, что местом паломничества является Красная площадь, и будет проводить там мероприятия. А если она посчитает, что местом паломничества является Госдума? Как препятствовать?» — поставил вопрос ребром Михаил Маркелов («ЕР») и попросил «внести конкретику».
Ах, если бы Госдума стала местом паломничества хотя бы для депутатов!