Один из главных лекторов и «губернаторского», и нынешнего семинара, Герман Греф, до приезда Путина рассказывал собравшимся, что первоначально семинар задумывался как «ассессмент мэров» (то есть оценка личностно-деловых качеств специалиста, которая часто делается через деловые игры). «Но потом поговорил с Вячеславом Викторовичем (Володиным, первым замглавы Администрации Президента. — «МК»), он сказал — рано», — признался Греф. Поэтому было решено, что главная задача — «зажечь вас, подвести к лидерству без титула». То есть стимулировать набор качеств, которые позволяют управленцу вести за собой людей вне зависимости от того, какую он должность занимает.
Оправдания неудачному управлению не принимались. Греф напомнил о том, как каждый из присутствующих сталкивался с нерадивыми подчиненными, которые находят различные оправдания не сделанной работе. В масштабах страны, рассуждал он, некоторые управленцы ссылаются на то, что «в стране все плохо, кроме Администрации Президента». Тут Греф вдруг явно начал излагать какой-то личный разговор, который у него состоялся на эту тему, не уточняя, правда, с кем. Этот (несомненно высокопоставленный) некто сказал: «Греф, сделай мне так, чтобы у тебя люди не плевались от очередей в Сбербанке. Не надо про всю Россию, наведи порядок у себя. Это будет твой лучший вклад в предвыборную кампанию».
Тут к Грефу подскочил начальник управления внутренней политики Кремля Олег Морозов, попросивший банкира закругляться — вот-вот должен был приехать Путин. В ожидании президента оппозиционный мэр Евгений Ройзман рассказывал журналистам, как обустраивается на новой должности: «Стараюсь приходить как можно раньше на работу, ухожу последним. Пытаюсь вникать. Я отработал четыре недели, мне интересно. Ясно, что сложно, страшновато иногда бывает. Но ничего, справимся». И сообщил, что в вопросах управления городами «политические симпатии и антипатии отходят на задний план»: «Мне интересно посмотреть, увидеть, что власть хочет от этого семинара, какие требования, негласные договоренности существуют. Просто со всеми повидаться».
Впрочем, осмотром околокремлевских «достопримечательностей» Ройзман заниматься не собирался. «Мне есть о чем говорить с президентом, — рассказывал мэр. — У меня набрали заложников — Оксана Панова по ложным доносам сидит на скамье подсудимых, Женя Маленкин, добрый, честный человек — в розыске. У нас куча уголовных дел — эти преследования не прекращаются. У меня есть вопросы, может быть, даже просьбы».
Путин тем временем со сцены преподавал мэрам азы урбанистики. Мол, в крупном городе должны быть не только промзоны и деловые центры, но и благоустроенные скверы, детские площадки, места для семейного отдыха, площадки для досуга подростков и молодежи. «Обязательно должны быть такие места, где молодые люди могли бы встречаться, — подчеркнул президент. — Встречаться, спортом позаниматься, на роликах покататься. Причем это должны быть современные места, и не выдвинутые на периферию, не загнанные в подполье, а где-нибудь в центре».
Особо Путин подчеркнул важность уборки снега зимой: «Неправильно, когда некоторые мэры говорят: «Что снег убирать, все равно скоро растает». А до этого времени сколько людей поскользнутся, упадут, ногу сломают? Если город создает впечатление чего-то неприбранного, это всегда складывает определенное настроение у горожан, они сразу дают соответствующую оценку руководству города».
Для малого и среднего бизнеса, в свою очередь, президент рекомендовал создавать нормальные условия, а не сохранять администрирование «методом соленого огурца». «Еще с царской России пошло: бабушка в присутствие приходит — огурчик солененький, но принесет. Без огурчика делать там нечего, — рассуждал Путин. — Если создавать условия для такого администрирования, то бизнес развиваться не будет». И посоветовал не бояться отдавать предпринимателям те помещения, которые они давно арендуют у города.
«Особое значение имеет сегодня взаимодействие с национальными диаспорами, с представителями традиционных религий. Они должны стать вашими союзниками в противодействии конфликтам на этнической почве», — добавил также президент.
Посоветовав мэрам, как и губернаторам на семинаре в июне, внимательно прислушиваться к лекторам на семинаре, ВВП вдруг сообщил: «Меня просили немного задержаться, сказали, что есть желающие задать вопросы. Сразу скажу: денег нет. Если еще есть вопросы, прошу задавать».
Зал зааплодировал. Ройзман задумчиво опустил глаза.
— Нет? Тогда желаю удачи, — быстро сказал Путин. Развернулся и покинул зал. Так новый мэр Екатеринбурга получил первый «кремлевский урок» — если хочешь что-то сказать, говори сразу и не раздумывая.