На сегодняшний день Росграница, созданная шесть лет назад, является государственным заказчиком и координатором исполнения ФЦП «Развитие госграницы на 2012–2020 годы» с финансированием в объеме 134 млрд рублей. Обустраивать есть что. Достаточно сказать, что по суше и морю Россия граничит с 18 государствами, имея 374 пункта пропуска. «В целом финансово-хозяйственная деятельность Росграницы достаточно прозрачна, — пояснили корреспонденту «МК» в пресс-службе Росграницы. — Без соблюдения процедур нельзя просто так открыть, закрыть, реконструировать пропускные пункты, а тем более использовать непрозрачные финансовые схемы. А тем более взять и перевести миллиард рублей куда бы то ни было».
Тем не менее претензий к Дмитрию Безделову хватало как раз по части выполнения в срок и качественно работ по государственным контрактам и контроля за субподрядчиками. Самая известная история — со сдачей восьми пунктов пропуска, которые должны были открыть к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Вовремя был сдан только один — аэропорт Кневичи.
А вот что получилось со строительством пункта пропуска на автодороге Краскино — госграница с Китаем, где должны были обеспечить пропуск 250 автомашин в сутки. В начале 2013 года ГУ МВД по ДФО возбудило уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении гендиректора компании-подрядчика «Стройконструкция». Выяснилось, что он подписал с одним из замруководителей Росграницы акт о приемке фактически не выполненных работ. Кроме того, подрядчик самовольно изменил проект пропускного пункта, из-за чего изменились расчеты объемов и стоимости работ. Общий ущерб федеральному бюджету оценен в полмиллиарда рублей. Летом Росграница с трудом расторгла этот контракт в арбитражном суде. Однако пропускной пункт Краскино до сих пор не построен.
Похожая ситуация сложилась с пропускным пунктом «Пограничный», являющимся крупнейшим автомобильным узлом Дальнего Востока на российско-китайской границе. Подрядчик ООО «Стройсити» сорвал сроки, и Росгранице пришлось опять в арбитражном суде Москвы аннулировать контракт и и взыскать аванс и пени на 1,2 млрд руб.
Аналогичные вещи происходили в других местах, например, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Сочи. Судебная тяжба на 1,5 млрд руб. с подрядчиком «РСУ№5» продолжается до сих пор.
Впрочем, поводом для увольнения Дмитрия Безделова стали факты, выявленные по результатам работы ревизионной комиссии. В 2010 году около 1 млрд руб. были переведены на счета банка «Агросоюз», 19,99% акций которого принадлежит Александру Безделову, отцу теперь уже экс-главы Росграницы. В банке утверждают, что ничего криминального не произошло, так как «деньги поступили на счет клиента — юридического лица и расходовались в рамках его текущей финансово-хозяйственной деятельности». При этом в «Агросоюзе», сославшись на банковскую тайну, отказались от дальнейших комментариев.
Как бы то ни было, этого было достаточно, чтобы в понедельник вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий Государственную пограничную комиссию, на личной встрече с Безделовым попросил того на выход. Очевидно, что «предложение, от которого нельзя было отказаться» было согласовано с премьер-министром Дмитрием Медведевым, который своим распоряжением в тот же день освободил от должности Безделова по собственному желанию. Временно исполняющим главы Росграницы назначен заместитель Юрий Мальцев. А судьбой его бывшего начальника займутся сотрудники правоохранительных органов, которые уже получили соответствующие материалы.