Попутно глава государства расширил свои и без того немалые полномочия: теперь он, а не Генпрокурор будет назначать прокуроров субъектов Федерации.
Недавно на инвестиционном форуме «Россия, вперед!», отвечая на вопрос одного из участников о том, не приведет ли «объединение гражданского и арбитражного процессов в рамках одного какого-то суда» к снижению качества судебной системы, Владимир Путин сказал, что «полностью вливать одну систему в другую нецелесообразно» и речь идет лишь «об объединении наверху».
Но из текста законопроекта этого пока не видно: из Конституции убирается всякое упоминание о Высшем арбитражном суде, арбитражном судопроизводстве и арбитражном процессуальном законодательстве. Верховный суд теперь будет являться «высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам», станет осуществлять надзор за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Чтобы внести изменения в основной закон страны, требуется, чтобы за предложения президента проголосовало две трети депутатов Госдумы и три четверти членов Совета Федерации, а потом текст одобрили не менее двух третей субъектов Федерации. Когда это случится (а сомневаться в том, что это случится, было бы верхом политической наивности), начнется полугодовой переходный период: в течение этого срока ВАС должен быть упразднен, а вопросы, отнесенные к его ведению, переданы Верховному суду.
Причем Верховный суд будет новым - в составе 170 судей. Кандидатов на эти места отберет и представит президенту Специальная квалификационная коллегия из 27 человек (представитель президента, представитель Общественной палаты и представитель общероссийских объединений юристов, а также по 3 человека от совета судей каждого федерального округа). Желающим стать судьями ВС потребуется сдать ещё и квалификационный экзамен - «Специальной экзаменационной комиссии» из 11 человек.
Назначать судей ВС по-прежнему будет Совет Федерации, по представлению президента.
Конечно, всё это задумано «в целях совершенствования судебной системы» - так утверждает пояснительная записка. Автору инициативы «представляется, что реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, добиться единообразия в судебной практике».
Новый Верховный суд переедет в Петербург - об этом говорилось ранее. В тексте законопроекта о поправках в Конституцию этот момент, существенно удорожающий и усложняющий без того, как можно предположить, не копеечную и непростую реформу, не упомянут.
Одновременно глава государства решил расширить свои полномочия относительно прокуратуры. Сейчас Генпрокурора страны назначает и освобождает от должности Совет Федерации по представлению президента, гласит 129 статья Конституции, прокуроры субъектов Федерации назначаются Генпрокурором по согласованию с региональной властью, а иные прокуроры - Генпрокурором единолично. предлагается же прописать в Конституции, что заместители Генпрокурора назначаются и освобождаются от должности по той же процедуре, что и сам Генпрокурор (то есть Советом Федерации по представлению президента), а вот прокуроров субъектов будет назначать сам президент страны - по представлению Генпрокурора, согласованному с субъектами РФ.
Зачем стране это нужно и чем новая схема лучше действующей? Объяснениями Владимир Путин себя обременять не стал: в пояснительной записке о мотивах такого решения нет ни слова...