Юбилейный «Валдай» возродил Путина

Тот заговорил о новом президентстве и вступил в диалог с оппозицией

Десятый, юбилейный клуб «Валдай» 19 сентября увидел «старого доброго Путина», а не того усталого бойца политического фронта, которого публика видела последние пару лет. Того, кто держит три часа внимание аудитории в сотню человек, отпуская шуточки, одни из которых заставляли едва ли не верещать от восторга европейцев, хотя их били по больному, а другие — пестреть ленты информагентств «молниями». Присутствие оппозиции придавало пикантности «блюду», приготовленному Путиным, но не остроты.

Тот заговорил о новом президентстве и вступил в диалог с оппозицией

Отставные премьеры Франции и Италии, сидевшие с действующим президентом в президиуме, старались потрафить Путину, говоря о близости России и Европы и необходимости отмены виз. А он в ответ со всей любезностью и шутливостью бил их в болевые точки. Романо Проди, который конкурировал с Сильвио Берлускони, он заявил, что если бы последний «был гомосексуалистом, его бы и пальцем никто не тронул». К тому же в ходе дискуссии высказав мысль, что, поддерживая права меньшинств, западники не только ущемляют права большинства, но и вообще «утрачивают способности к самовоспроизводству», и даже миграция не поможет.

Франсуа Фийона он поддел политическими амбициями, спросив, будет ли тот претендовать на пост президента Франции.

— А если я отвечу, вы ответите? — подначивал Путин Фийона.

— Посмотрим, — ответил осторожный француз.

— Я не исключаю, — просто заявил Путин.

— Я тоже, — опешил Фийон.

Шутливый диалог поставил на уши присутствующих: а не озвучил ли президент свои планы всерьез? Так что в кулуарах «Валдая» самому же Путину и пришлось уточнять, что о планах говорить пока рано, так как на дворе только 2013 год. Впрочем, политолог Николай Злобин и не сомневался, что для президента это «безопасный ответ», — до выборов далеко. «Вот для француза, из которого он этот ответ вытащил, представляете сейчас заголовки во Франции: «Фийон объявил о своих президентских амбициях под давлением российского президента»? Я не знаю, крест ли это на карьере или, наоборот, придаст драйва, но я такого, честно говоря, не видел в мировой политике».

Общения же с присутствовавшей на заседании клуба оппозицией ждали с не меньшим замиранием сердца. Накануне встречи глава кремлевской администрации Сергей Иванов на «Валдае» разделил оппозицию на две части: ту, «которая признает законы и, если хотите, правила игры» (с ней диалог «не только возможен, но нужен и приветствуется»), и ту, которая «не признает законы» (с ней «говорить, мягко говоря, трудно»). Видимо, Геннадия Гудкова, Илью Пономарева, Евгения Ройзмана и Владимира Рыжкова сочли пригодными к диалогу: всех их позвали на заседание с Путиным. Ксения Собчак, правда, в списках участников не значилась, но, говорят, ее пригласил президент лично.

Путин вступил с ними в диалог (правда, не адресуясь напрямую) еще во вступительной речи: «Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм». По мнению Путина, либералы должны научиться разговаривать с левыми, а националисты — вспомнить, что Россия формировалась как многонациональное государство.

В ходе дискуссии Путин давал слово оппозиционерам, которые отмалчивались первые пару часов, лично, обращаясь по именам: «Давай, Володя», «Ксюша, пожалуйста». Он даже впервые произнес словосочетание «Алексей Навальный», но уже после дискуссии, в кулуарах «Валдая». Навальный, к слову, не приехал, назвав дискуссионный клуб «300 бездельников». Путин же в зале искал другого Алексея — Кудрина: «Леш, где ты там прячешься?..»

«Володя», то есть Владимир Рыжков, решительно попросил Путина об амнистии для «узников Болотной». Мол, нет в деле состава тяжелой статьи. «Нельзя призывать к избиению или нанесению телесных повреждений сотрудникам внутренних дел, когда глаз им хотят выколоть, или призывают бить по голове, срывают погоны. Такие проявления нужно пресекать в соответствии с действующим законом, и это должно быть для всех понятно», — отрезал Путин. Сравнив беспорядки на Болотной площади с погромами в Лондоне, он добавил: «Ни у кого не должно быть иллюзий, что подобное поведение возможно». И заметил, что «не нужно шантажировать власть тем, что ей будет приклеено ярмо недемократичности».

Однако после этой отповеди заявил, что амнистии «не исключает» после того, как будут доведены «до логического юридического завершения» процедуры в отношении заключенных.

Пономарев тоже упомянул «болотное дело», весьма описательно. «Идет разговор про некоторое меньшинство, которому приходилось не раз стучаться в эти кремлевские ворота и не приходилось чувствовать, что его услышат, — сообщил он. — Один раз, когда оно пришло, оно подралось с охранниками. Было ли там уголовное дело или не было, вы — победитель на президентских выборах и можете сделать этот акт милосердия». И добавил, что сам собирается «в эту кремлевскую дверь войти и продемонстрировать, что оппозиция — это не только про поговорить, но и про то, чтобы что-то сделать». Стучаться в «кремлевскую дверь» Пономарев собирается в следующем году через выборы мэра Новосибирска. «Вы сможете продемонстрировать свои лучшие качества. Надеюсь, выборы будут честными», — вежливо кивнул президент.

«Ксюша» — Ксения Собчак — спросила у Путина, какими он видит политически активных 30-летних. «У них запросы большие, опыта пока немного. Кто такие были хунвейбины в Китае? Тоже были молодые люди, но мы же не собираемся брать с них пример», — отвечал ВВП. И заметил, что сам «очень ждет» современных и понимающих пути развития страны. «Нужна вот такая думающая часть, не просто разрушители — у нас много уже было разрушителей, у нас одна война за другой, одна революция за другой, — нам нужны созидатели», — добавил он.

Злобин после заседания заявил «МК», насколько его удивила некритичность оппозиции. «Мне казалось, у них нет больше возможности поговорить с Путиным. Складывалось впечатление, что они как-то пытались вписаться в путинский дискурс», — заметил он. Как регулярный участник «Валдая», он счел, что дело в полной открытости беседы и большом количестве приглашенных на этот раз иностранцев, поскольку раньше, на закрытых встречах, критика звучала чаще.

Впрочем, после заседания Путин предложил продолжить общение участникам встречи в менее формальной обстановке, за бокалом вина. Вместо вина те его окружили плотным кольцом, сквозь которое пробилась в том числе и Ксения Собчак, спросившая, сможет ли представитель Навального, набравшего свыше 27% голосов москвичей, получить доступ к эфиру на федеральных каналах. «Надо на ТВ-Центр, потому что они же принимали участие в выборах мэра столицы, Москвы. На эту целевую аудиторию и надо работать. Нужно заниматься проблемами у себя дома, — отвечал Путин. — Если претендент на должность мэра будет говорить об общих мировых ценностях, то это, конечно, хорошо, но как решить проблемы ЖКХ, как решить проблему с мигрантами в Москве? Вот о чем надо говорить».

Тут сквозь толпу пробилась блондинка с полными губами и вопросом: «Почему вы не разговариваете с оппозицией?» Путин, который к этому моменту успел поговорить, кажется, со всеми, кто не погнушался приехать, удивленно переспросил: «Как вас зовут?» — «Алена». — «Алена, кого вы представляете?» — «Саму себя». Путина вовремя оттеснили другие желающие пообщаться.

На этом валдайский вечер для Путина не закончился. Он поехал в ресторан МФЦ на территории дома отдыха «Валдай». Взяв в компанию главреда РИА «Новости» Светлану Миронюк, Проди, Фийона и бывшего немецкого министра обороны Фолькера Рюэ. А также «Лешу» Кудрина. Ксения Собчак, которая даже быстренько переоделась для ужина из красного делового костюма, в ресторан не попала…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру