Противоречия начинаются с образа жизни. К примеру, большинство россиян считают, что многоженство недопустимо. За него, кстати, полагается уголовная ответственность. Но в Ингушетии и Чечне оно существует и подавляющее число опрошенных его поддерживает. Одна из респонденток даже сообщила, что сама нашла своему мужу младшую жену.
Русские ратуют за возвращение статьи «национальность» в паспорт, визовый режим со странами Азии, Кавказ — против. Как и против того, чтобы государство регулировало межнациональные отношения. При этом отмечается, что 78% из опрошенных русских жителей Кавказа хотели бы переехать оттуда, а значит исход неизбежно будет продолжаться.
Противоположно и отношение к отделению Северного Кавказа: уже 40% русских москвичей в возрасте от 30 до 40 лет хотят дать этим республикам свободу, причем эта цифра неуклонно растет. А на самом Кавказе динамика обратная: независимости желают 9% и эта часть населения сокращается.
Но повсюду растет популярность националистических идей. За националистическую партию своего народа, если бы она была, готовы проголосовать 51% чеченцев и ингушей, около половины удмуртов, чувашей, хакасов, якутов... Кстати, среди русских таких всего 7%, но в основном это — молодежь, наше будущее. Не желая голосовать за националистов, половина москвичей, при этом, не осуждает их деятельность.
Приведенная социология шокировала общественных деятелей, собравшихся на обсуждение доклада, они были эмоциональны.
«Пора бросить попытки успокоить общество увещеваниями о том, что у нас в многонациональном государстве нет противоречий. У нас земля горит под ногами, и это надо понимать, - считает протоиерей Всеволод Чаплин. - Разговоры о том, что национальные и религиозные различия и чувства уходят в прошлое — ложь. Они усиливаются. Придется признать, что у нас никогда не будет единого закона и образа жизни и позволить разным народам жить по-разному».
С ним не согласен политолог Иосиф Дискин: «В обмен на лояльность власть позволила в некоторых регионах сформировать этнические диктатуры, которые изменили сознание людей. Нужно менять этот курс».
Камушек в огород власти бросил и Николай Сванидзе: «Она и подконтрольные ей СМИ прикладывают руку к тому, чтобы переплавить социальный протест в национальную рознь».
Член общественной палаты Алла Гербер призвала не скрывать преступлений, у которых этническая подоплека, напомнив, что сейчас они, как правило, приписываются к бытовым.
А раввин Зиновий Коган вернулся к поднятой православным коллегой огненной метафоре: «С национальной ненавистью невозможно жить, особенно молодым. Она высушивает их души, и они, как сухая трава, могут вспыхнуть в любой момент».