Я почитал. И сильно впечатлился. Впечатлитесь и вы. Вот две искомые записи в Твиттере председателя Комитета Государственной думы по международным делам.
Первая (на русском языке): «Новая стрельба у штаба ВМС в Вашингтоне. Одинокий стрелок и семь трупов. Никто уже не удивлен. Наглядное подтверждение «американской исключительности».
Вторая (на английском языке): «США должны отказаться от концепции американской исключительности. Это противоречит принципам равных прав и попахивает политическим расизмом».
Я, конечно, тоже двумя руками против концепции «американской исключительности». Но у меня сразу возник вопрос к уважаемому депутату Думы: а помнит ли он, как «одинокий стрелок» убил множество народу в офисе московской фармацевтической компании? Или как другой «одинокий стрелок» (а по совместительству еще и начальник ОВД «Царицыно») устроил бойню в супермаркете?
Уверен, что у народного избранника с памятью все в порядке. Но тогда другой вопрос: о чем, с точки зрения Алексея Пушкова, свидетельствуют эти две московские трагедии? О том, что в нашей стране существует «концепция российской исключительности», от которой следует отказаться?
Абсурд? Разумеется. Таким же абсурдом является и попытка набрать пропагандистские очки на чужой трагедии.
Отношения между нашими странами могут быть сколь угодно сложными. Но после того, что произошло в Вашингтоне, любой человек, который умеет чувствовать чужую боль, с моей точки зрения, имеет право оставить в своем Твиттере лишь запись следующего содержания: «Выражаю свое глубокое соболезнование».
И это не просто вопрос наличия или отсутствия у г-на Пушкова элементарного вкуса и чувства такта. Так обстояло бы дело, если бы Алексей Пушков был только журналистом. В тех же США полно известных «тружеников пера и микрофона», которые постоянно делают не менее оскорбительные заявления. Но Пушков — это еще и обладатель официальной должности. И каким бы микроскопическим ни был его вклад в формирование внешней политики нашей страны, за границей председатель профильного комитета Думы воспринимается как лицо России.
В данном случае это лицо оказывается совсем не привлекательным. Я прекрасно помню свои эмоции, когда после взрывов в московском метро в 2011 году некоторые западные СМИ — подчеркиваю, именно СМИ, а не сайты западных политиков и чиновников, — опубликовали карикатуры на тему этой нашей трагедии. Поэтому я очень хорошо понимаю, с какими эмоциями в Америке читают статью про высказывания Пушкова, например, вот с каким заголовком: «Российский чиновник высмеивает стрельбу в Вашингтоне».
Неужели получение подобной реакции является главной целью нашей внешней политики? Неужели именно это нужно официальной Москве — особенно в момент, когда нам удалось достичь с Вашингтоном хоть какого-то взаимопонимания по Сирии?
Впрочем, довольно разговоров о депутате Пушкове. В конечном счете он — лишь один из множества российских политиков, которые страдают от одной и той же проблемы. Наличие этой проблемы не зависит от политических взглядов человека. Ею обременены как некоторые страстные защитники власти, так и многие ее не менее страстные противники. А суть этой проблемы я бы сформулировал так: неумение прочертить границу между пропагандой и политической борьбой с одной стороны, и нормальными человеческими чувствами и эмоциями с другой.
На Западе конкурирующие политики могут осыпать друг друга проклятиями и упреками в зале заседаний парламента, а потом пойти и вместе выпить пива. У нас же — и не только в среде профессиональных политиков — все делается с совершенно иным размахом. Мы с тобой не соглашаемся в одном? Значит, мы с тобой не соглашаемся во всем! Ты поддерживаешь Путина, а я Навального? Значит, ты сволочь, негодяй и подонок! Не играй больше в моей песочнице!
Наверное, такое явление было неизбежным. Мы слишком долго жили при государственном строе, который не допускал полутонов. Но, может быть, от «тяжелого наследия старого режима» стоит начать потихоньку избавляться? И не должны ли быть такие по определению просвещенные и близко знакомые с европейской цивилизацией люди, как депутаты-международники, в первых рядах борцов с этим злом?