Заседание группы проходило в Ореховом зале, при участии спикера Сергея Нарышкина. В нем участвовали депутаты из трех фракций, которые поддержали законопроект во втором чтении («ЕР», ЛДПР и «СР»), замглавы Миноборнауки Наталья Третьяк, президент РАН Владимир Фортов и вице-президент РАН Сергей Алдошин, руководство РАМН и РАСХН.
Работа продолжалась более 2 часов. О её итогах г-жа Третьяк говорить отказалась («Я не уполномочена!» - сказала она журналистам). А г-н Фортов, который выглядел расстроенным и усталым, назвал закон «тяжелым» и признал, что «по многим вопросам удалось найти согласованное решение». «Но не по всем» - добавил он, отказавшись уточнить, где компромисс состоялся, а где - нет. «Это не наша площадка, мы здесь гости, пусть депутаты комментируют», - заявил он журналистам.
В результате прокомментировал итоги встречи и состояние переговоров на сегодняшний день Николай Булаев, первый замглавы фракции «ЕР», который курирует «научное» направление в этом депутатском коллективе.
«По абсолютному большинству поправок, предложенных РАН, позиции согласованы, и сегодня замечаний по ним нет ни у правительства, ни у академиков, ни у Госдумы. Есть разногласия, по сути, лишь по одной поправке», - сказал он. Как и ожидалось, камнем преткновения стал вопрос о подведомственности научно-исследовательских институтов РАН. Научное сообщество полагает, что научная деятельность НИИ и назначение их руководителей должны остаться в ведении Академии. Но принятый в начале июля в двух чтениях законопроект предполагает сделать «начальником» всех НИИ специально созданное федеральное Агентство.
Надежды на то, что позиция РАН по этому вопросу найдет отражение в законопроекте, слабые. «Подведомственность институтов Агентству - концепция законопроекта, а изменить концепцию достаточно сложно», - объяснил г-н Булаев (для изменения концепции пришлось бы возвращать законопроект не во второе, а в первое чтение, о чем речи не идет).
Единоросс признал: академиков беспокоит, что при новой схеме они окажутся в подчинении Минобрнауки, с руководством которого у них «сложные отношения». Чтобы устранить «эмоциональную обеспокоенность в академической среде», как выразился он, представители трех фракций предложили формулировку, которая предполагает назначение главы Агентства по принципу «двойного ключа»: премьер-министр не сможет принять кадровое решение без согласия президента РФ, а само Агентство будет подчиняться напрямую правительству, а не Минобрнауки.
Руководство РАН это предложение едва ли может устроить.
На вопрос о том, как же понимать тогда слова президента Путина, который 4 сентября сказал, что согласен со всеми предложениями академиков, кроме одного, и это одно не касается вопроса о подчиненности НИИ, г-н Булаев ответил так: «В письме, которое за подписью Владимира Фортова было направлено президенту и в Госдуму, конкретно сформулированной поправки по Агентству нет. А все пять, которые есть, учтены».
Он показал журналистам ту страницу копии письма, где перечислены учтенные поправки: любой намек на ликвидацию РАН убран из текста законопроекта, региональные отделения сохраняют финансовую самостоятельность и получают статус бюджетных учреждений, к полномочиям РАН добавлено «проведение научных исследований», объединение трех академий в одну пройдет «поэтапно»...
Дату рассмотрения законопроекта во «втором втором» чтении назначит пленарное заседание Госдумы 17 сентября. Сам г-н Булаев считает, что затягивать не стоит - «учитывая, что абсолютное большинство позиций согласованы.