Сообщения о том, что с реестрами заявлений на голосование что-то не то (там почему-то нет фамилий заявителей — самих пенсионеров или их родственников), а иногда и самих заявлений просто нет, стали поступать с раннего утра. В середине дня глава избирательного штаба Алексея Навального Леонид Волков высказал «серьезные опасения, связанные с голосованием на дому, которое явно превышает все разумные пределы». По имеющимся у штаба этого кандидата данным, общее число пожелавших проголосовать при помощи выездной урны может составить около 100 тысяч человек, что при довольно низкой явке составит около 3% голосов. На президентских выборах в Москве на дому проголосовало 44 тысячи человек...
В это же время наблюдатели движения «Голос» на момент подписания этого номера отмечали, что «пока» количество голосующих на дому не превышает норму — в среднем 28 человек на УИК. Но эксперт «Голоса» Андрей Бузин признал наличие множества нарушений при организации этого вида голосования: «Работники собесов, сотрудники ветеранских организаций переписывают свои списки, и подают их в избирательные комиссии. В списки эти попадают те, кто не хочет голосовать на дому, а иногда и те, кто уже умер. И когда к старикам приходят домой, их дома не оказывается. В Ховрино, например, из 22 человека из 62 якобы пожелавших голосовать делать этого не собирались».
«Горячая линия» штаба кандидата «яблочника» Сергея Митрохина тоже отмечает: «сотрудники центров социального обслуживания населения навязывали выездное голосование пенсионерам». И приводят такие примеры: так, на участках 2742 и 266 наблюдателям не давали реестры для голосования на дому, а на участке 1116 в реестре в графе «Лицо, от которого поступило обращение» вписано «ТИК».На участке 3781, утверждают наблюдатели от «Яблока», на выездное голосование забрали 400 бюллетеней, но реестра наблюдателям не показали.
На первое место по частоте вчера днем ставили нарушения порядка голосования на дому и в КПРФ. В штабе кандидата от этой партии Ивана Мельникова «МК» рассказали, что очень часто наблюдателям «не дают возможности сделать обзор заявлений на выездное голосование». На втором месте, говорят коммунисты, такое грубое нарушение, как «несшитые книги со списками избирателей», и на третьем - «на некоторых участках наблюдателям не дают возможности как следует видеть все происходящее и запрещают перемещаться по участку».
На некоторых участках наблюдатели отмечали попытки незаконного массового голосования солдат, проходящих службу в Москве, но не имеющих постоянной московской регистрации (понятное дело, что выбирать главу города они права не имеют). Организация «РосВыборы» говорит о подобных фактах, имевших место на Соколе, в Лефортово, в районе «Коньково», Хамовниках и Богородском.
В целом же, как можно было судить по сообщениям наблюдателей, нарушений, способных серьезно повлиять на результаты волеизъявлений, в процессе голосования в столице вчера днем не было зафиксировано.