В послании в Кремль самые талантливые умы России Николай Андреев, Алексей Бобровский, Дмитрий Горбунов, Федор Игнатов, Павел Ковелев, Владимир Комлев, Сергей Кривовичев, Александр Кузнецов, Андрей Райгородский, Михаил Ревнивцев, Елизавета Симоненко и Корнелий Тодышев изложили свой взгляд на сложившуюся ситуацию. А он — в следующем: законопроект “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен в Госдуму в июне 2013 года без какого-либо обсуждения с научной общественностью. В первую же неделю июля он был принят Государственной Думой сразу в двух чтениях.
«Принятый во втором чтении текст закона представляет опасность для развития российской науки...» - пишут молодые ученые. По их мнению реформаторы создали проект, по которому все научные организации РАН перейдут в ведение новому Федеральному органу власти. В дальнейшем это грозит обернуться полным контролем и за проведением научных исследований, что полностью разрушит существующую систему самоуправления научных организаций Российской академии наук.
Молодые люди опасаются, что в связи с принятием «сырого» закона о реформе будет парализована работа по успешным научным проектам, включая международные.
«По сути реформа разрушает академическую науку, не предоставляя взамен никакой четкой концепции дальнейшего развития, - пишут Путину лауреаты. - ...Такая неопределенность перспектив научной работы в России приведет к новой волне оттока высококвалифицированных специалистов за рубеж и падению престижа науки среди молодежи».
Корреспондент «МК» дозвонилась до одного из подписантов, доктора химических наук Алексея БОБРОВСКОГО, и вот что он сказал:
-Хочу подчеркнуть, что я не работник РАН, - работаю ведущим научным сотрудником на химическом факультете МГУ им.Ломоносова. Но так сложилось, что по работе мне приходится тесно сотрудничать с академическими институтами и я вижу, что там происходит. Реформу РАН затеяли не с той стороны, с которой нужно. Кроме громких слов после преобразований, предложенных реформаторами ничего не изменится. Реформу надо делать коренным образом, меняя подход к финансированию науки в принципе. Основными финансовыми структурами должны стать научные лаборатории и конкретные ученые. Но для того, чтобы целенаправленно выделять деньги лучшим лабораториям, надо сначала провести прозрачную международную экспертизу всех научных коллективов, чтобы выявить тех, кто действительно занимается серьезной наукой, а не ее имитацией.