Поскольку в ходе слушаний подвергалась сомнению сама целесообразность «мини-войны», ограничивающейся запусками крылатых ракет, комитет принял резолюцию, предписывающую администрации Обамы «изменить соотношение сил на поле боя» гражданской войны в Сирии – с тем, чтобы ускорить смену режима. С одной стороны, многие американские законодатели (и их избиратели) не хотят, чтобы США ввязывались в гражданскую войну, а с другой – не хотят, чтобы Америка производила бессмысленные военные действия просто «для галочки», которые заведомо не могут ничего изменить. Поэтому, лоббируя атаку на Сирию в кулуарах Конгресса, представители администрации подчеркивают, что речь идет не только об ударах по химическим объектам – складам химоружия и т.п. Речь идет, как сообщил законодателям госсекретарь Джон Керри, об «уменьшении военного потенциала» сирийского режима.
Представители Белого дома и Пентагона отказываются уточнить, о чем именно может идти речь. Однако не названный по имени высокопоставленный чиновник сказал газете The Wall Street Journal, что речь никогда не шла только об ударах по объектам, непосредственно связанным с химическим оружием. Аналитики указывают, что, к примеру, одной из категорий первоочередных мишеней могут стать вертолеты (которые Сирии, кстати, поставляет Россия). Без вертолетов режиму Асада пришлось бы резко увеличить сухопутные маршруты доставки войск и вооружений, а войсковые колонны – легкая цель для поражения с воздуха.
Говоря об ударах с воздуха, анонимные представители Пентагона дают утечки в прессу насчет того, что стратегия планируемой акции, возможно, изменится в свете того, что Асад интенсивно передвигает свои вооружения. Частично он их размещает в жилых районах, используя (как это делают все «негодяйские» режимы мира) гражданское население в качестве живого щита, а частично – прячет в бункерах, различного рода укрепленных хранилищах. Для поражения этих целей, говорят специалисты, может потребоваться значительно большее количество крылатых ракет, чем первоначально планировалось.
Каждый из пяти эсминцев США, находящихся вблизи Сирии, имеет на борту по 40 ракет «Томагавк». Им будут помогать французские истребители, также оснащенные ракетами, но, вполне возможно, будет подключена еще и американская авиация: тяжелые бомбардировщики В-52, которые могут нести на борту крылатые ракеты; низколетящие В-1, вооруженные ракетами класса «воздух-земля» дальнего радиуса действия; «самолеты-невидимки» В-2, которые сбрасывают высокоточные управляемые тяжелые бомбы. Часть этих самолетов будет действовать с американской базы в Катаре, другие – с территории США. Во всяком случае, такая возможность не исключается.
При всем этом, однако, не следует воспринимать гипотетический удар по Сирии как уже свершившийся факт. Согласно данным опроса, проведенного среди сенаторов США новостной службой телекомпании АВС, лишь 21 депутат верхней палаты готов проголосовать за «зеленый свет» военной акции, 13 хотят голосовать против, а 66 пока не определились со своими намерениями. И ведь это – Сенат, где однопартийцам Обамы, демократам принадлежит большинство; в Палате представителей, которая находится под контролем республиканцев, расклад для Белого дома может быть еще хуже.
Говорят, что Обама осуществит удар по Сирии, даже если Конгресс его не поддержит. У него есть такое право – он мог бы и не просить законодателей о поддержке. Но он решил сыграть в азартную политическую игру, чтобы сделать своих критиков своими соучастниками. Или, говоря более красиво, соратниками. Вряд ли он захочет взять на себя единоличную ответственность за военную акцию, которую не поддерживает бóльшая часть населения страны, если ее вдобавок не поддержит законодательная власть – после его просьбы о поддержке.
Илья Бараникас, собкор «МК» в США, Нью-Йорк