Президент сам поднял одну из главных проблемных тем. В стан «иностранных агентов» некоммерческие организации (НКО) нередко записывают по чисто формальным признакам, признал он. «Здесь не все ладно», - сказал ВВП.
Правда, намекнул, что НКО, финансируемые из-за рубежа, мог бы прижать куда сильнее. Как это сделали власти Индии, где подобные организации, занимающиеся политической деятельностью, вообще не имеют права получать иностранное финансирование. «Соня Ганди говорит: «Мы не для того обретали независимость, чтобы американцы дергали за ниточки НКО», - сослался на авторитет оратор.
У нас же НКО, защищающим права человека, государство дает деньги: ежегодно им будет выделяться 0,5 млрд рублей. Распределять эти гранты станет «Гражданское достоинство», которое возглавляет Элла Памфилова.«Но это не должно выглядеть так, что государство подкупает эти НКО и платит им за конкретный результат работы», - предостерег от инсинуаций Путин.
Этих денег для НКО, обедневших без иностранного финансирования, все равно не хватит, пояснил ему глава СПЧ Михаил Федотов. Правозащитник предложил попросить скинуться российский бизнес. «Пусть потрясут мошной, не обеднеют», - призвал олигархов делиться Федотов.
Член СПЧ Елена Тополева-Солдунова ухватилась за заявление президента о том, что закон об «иностранных агентах» несовершенен. «Агент» - это синоним шпиона, пояснила она. В связи с этим предложила считать «иностранными агентами» только тех, кто получает финансирование под конкретные политические цели. А то НКО достаточно получить от зарубежного донора стул или выступить на публичном мероприятии, чтобы ему приклеили это клеймо.
Путину не надо было открывать глаза. «Эту проблему и сам вижу, - сказал он. - Но дело в том, что прямые задачи иностранные доноры формулируют далеко не всегда. А деньги дают». Но обещал подумать.
Так же неопределенно он отреагировал и еще на одно ключевое предложение СПЧ. Его озвучил Михаил Федотов, предложивший дополнение к ране объявленной Путиным экономической амнистии. По случаю 20-летия Конституции, сказал он, надо освободить от наказания стариков, беременных и женщин, имеющих детей, а также всех, совершивших ненасильственные преступления. Таким образом, по словам главы СПЧ, будет подведена черта под эпохой революций, войн, «дикого капитализма и избирательного правоприменения».
Другие члены Совета его поддержали. «Это нормальная реакция. Подумаем», - отреагировал хозяин Кремля.
В целом Путин с правозащитниками во многом соглашался, но на четкие обещания не шел. А резкую критику судебной системы пресек на корню, опять сравнив нас с иностранцами. «Посыпать голову пеплом, бить веригами по поводу того, что у нас нет судебной системы, не следует, - посоветовал он. - Это не так. Вот в Италии на семь лет осудили ученых, которые не предсказали землетрясение. Семерку влепили. Реально».
Татьяна Замахина
МЕЖДУ ТЕМ
Людмила Алексеева, Лев Пономарев и Светлана Ганнушкина отказались от участия во встрече с Бараком Обамой в Санкт-Петербурге. О причинах отказа они рассказали «МК». «Они (американцы. — «МК») несколько раз переносили дату, — говорит Алексеева. — Поэтому мы извинились и сказали, что не поедем». «Я был приглашен, с благодарностью принял приглашение, купил билеты на 6 сентября, — говорит Лев Пономарев. — Потом мне сказали, что переносится на 5-е. Я поменял свое расписание, сдал билеты, купил новые. В среду утром мне позвонили и сказали, что снова перенесено на 6-е. И здесь я уже не смог. Я не отказываюсь от встреч с Обамой. Я с благодарностью в них участвую всегда и сейчас бы участвовал, не будь этих накладок».