Скажем , статья в рупоре государственной власти - «Советской Белоруссии» - так описует злодеяния российских бизнесменов: « А самое главное, оно (письмо Баумгертнера — авт.) фактически дает ответ на подоплеку коварного и наглого шага со стороны «Уралкалия», не только вероломно разорвавшего отношения с белорусским партнером, но и, образно говоря, вонзившего ему в спину кинжал, да еще и несколько раз провернув лезвие.» Образно, в стиле небезызвестного прокурора Руденко. Но малоинформативно. Из всей огромной, полуполосной статьи можно выжать только одно явное обвинение — руководство «Уралкалия», исходя из своих корыстных олигархических интересов, вышло из совместного концерна и стало продавать свои калийные удобрения через свои трейдинговые компании, при этом сильно демпингуя. Поскольку объемы продаж «Уралкалия» неизмеримо больше, чем объемы «Беларуськалия», последний понес огромные убытки. А раз так, то все это «вполне в духе бандитского капитализма» (цитата из статьи). Но за бандитский дух капитализма судить капиталистов как-то странно. Хотелось бы более законных аргументов.
Для более дотошных обывателей Следственный Комитет Белоруссии выдает следующие обвинения: «менеджеры Уралкалия заняли ключевые посты в БКК, в результате чего смогли провернуть ряд сомнительных сделок и откровенных афер, которые стоили Беларуськалию около 100 миллионов долларов.» Пресс-секретарь Следственного комитета Белоруссии Павел Траулько конретизировал: якобы перед разрывом отношений топ-менеджеры БКК (совместной картели «Белорусская калийная кампания») втайне от белорусской стороны предоставляли клиентам скидки, разрывали выгодные контракты, обещая перезаключить их с «Уралкалием». Белорусские следователи также обнаружили, что накануне обвала акций БКК некоторые акционеры продали их еще по высоким ценам. А после обвала их начал по уже низким скупать фонд Керимова. Белорусские эксперты, однако, в своих статьях замечают явную «недосказанность» в словах Следственного комитета. Дело в том, что структура менеджмента в БКК была выстроена таким образом, «чтобы белорусы и россияне друг друга контролировали и тем самым обеспечивали паритет интересов.» По любому направлению, если менеджер среднего звена был россиянином, то его контролировал менеджер высшего эшелона — белорус, и — наоборот. « И не надо забывать о самом главном – генеральным директором БКК всегда был представитель Беларуси, назначаемый с личного согласия Александра Лукашенко. И последним гендиректором был никто иной как Валерий Иванов, который сейчас занимает должность заместителя главы Администрации президента Беларуси» - пишет эксперт Сергей Сацук. Получается, что никакие решения российский менеджмент без ведома белорусской стороны принять не мог. Значит белорусские представители были в курсе всех контрактов, фрахтов судов и так далее. Получается, что они либо были « в деле», либо настолько некомпетентны, что их можно легко обвести вокруг пальца. И в том, и в другом случае против белорусской части менеджмента БКК тоже должно быть заведено уголовное дело. Но о таковом что-то не слышно.
Что касается обвинений против Керимова, то они вообще пока четко не сформулированы. В отсутствие аргументов Следственный Комитет Белоруссии предлагает версию своей «братской помощи» ...Генпрокуратуре России. «Правоохранительные органы Беларуси готовы оказать генеральной прокуратуре России всемерное содействие в проведении расследования, в том числе по проверке информации, указывающей на возможные связи Сулеймана Керимова с преступными группировками на Кавказе.» Тот есть Белоруссия, по сути, объявила Керимова в розыск от имени России. Мило.
Оппозиционная же пресса Белоруссии вообще считает, что никакой правовой подоплеки в деле Баумгертнера — Керимова искать не стоит. Советник президента Лукашенко проговорился, что дело может быть решено в досудебном порядке, если Россия согласится компенсировать убытки, которые понес «Беларуськалий» в результате демпинга «Уралкалия». «Всегда бывают досудебные решения, — отмечает он. — На мой взгляд, следствие сейчас попытается повысить сумму ущерба. Это не стомиллионное дело. На одном падении акций производство потеряло больше. Я ситуацию хорошо знаю, и там вопрос, конечно, не о ста миллионах». Так что версия о «заложниках», за которых будут требовать выкуп — наиболее близка к истине. Об этом, кстати, свидетельствует и расследование, проведенное белорусскими журналистами после ареста Баумгертнера. Выяснилось, что СБУ Белоруссии готовилось задержать не только гендиректора «Уралкалия», но и Керимова, а так же Александра Волошина. Для этого была разработана целая спецоперация. В минском отеле «Европа», где по приезде всегда останавливался Баумгертнер, собрали обслуживающий персонал и объявили о том, что на некоторых этажах заменят горничных. «В день приезда Баумгертнера весь обслуживающий персонал заменили на незнакомых "горничных". У служебного входа для персонала во дворе несколько дней дежурили служебные машины без номеров с тонированными стёклами, в частности: микроавтобусы марки "Фольксваген". Обычно в таких автобусах перемещаются группы захвата "Альфа" или "Алмаз". Но арестовали Баумгертнера все-таки в аэропорту. Возможно, ждали более серьезную делегацию и спецназ готовился для "встречи" Керимова и его охранников.» - пишут белорусские журналисты.
Смотрите видео «Уголовное дело в отношении Сулеймана Керимова: "У следствия есть все основания"