«Химическая атака» в Сирии глазами русских очевидцев

«Да мы бы все там полегли, если бы пустили зарин!»

Новости с Ближнего Востока с каждым днем все ужаснее и непонятнее. США откладывают встречу с Россией по Сирии и планируют начать военную операцию вместе с НАТО. Эксперты ООН, приехавшие в Дамаск, для поисков химического оружия якобы разрабатываемого правительством Асада, сами попали под обстрел... Мирных жителей за последние дни погибло то ли 230. То ли и все – 1188 человек. Так сообщает агентство Аль-Арабия …

Валентина Ланцева, глава российско-сирийского Общественного Фонда Апостола Павла, только что вернулась из Сирии. И рассказала «МК», как на самом деле выглядела пресловутая химическая атака, что происходит в сирийских больницах, чем живет семья президента Асада и что происходит на территориях, которые контролируют террористы.

«Да мы бы все там полегли, если бы пустили зарин!»

В Дамаске, о чем не напишет ни одно информагентство, зацвел жасмин. Благоуханные цветы размером с ноготочек. И такая ночью красота стоит и небесный запах. Как будто бы и нет войны… Недалеко от сирийского телевидения союзом сирийских женщин на днях поставлен памятник безымянному сирийскому солдату-победителю.

Днем в Дамаске работают все фонтаны. Дорогам может позавидовать Москва. Проблем с продовольствием нет. Но - «Идет война народная…» И конца-края ей под минометные обстрелы пока не видно.

«Мы перевели на арабский язык «Священную войну» и запели ее хором, как могли, кто по-русски, кто по-арабски, и слезы стояли у нас на глазах», - рассказывает Валентина Ланцева, глава российско-сирийского Общественного Фонда Апостола Павла. Вот уже почти десять лет она работает с Сирией — прежде фонд восстанавливал там христианские памятники, с добром и миром, от которого сегодня ничего не осталось.

Все перевернулось. С ног на голову. Обломки. Руины. Аккуратны лишь дырочки от пуль в окнах разрушенных сирийских домов.

Мои друзья из Москвы, восемь женщин и один священник, только что вернулись из Дамаска - их приглашали к себе через сирийское посольство сирийские женщины.

Они побывали в резиденции первой леди Сирии - Асмы Аль Асад, в гостях у главного муфтия Ахмада Бадр Аль-Дин Хассуни, Патриарха Антиохийской церкви Иоанна Х, в правящей партии БААС, в госпиталях, у беженцев, а еще в обычных сирийских семьях, у нормальных людей, которые просто не хотят умирать.

- Валентина Алексеевна, я понимаю, что вопрос немного не к вам, но что там произошло с химической атакой в пригороде Дамаска и инспекторами ООН 21 августа?

По всем мировых СМИ была запущена информация о том, что Асад применил химическое оружие, якобы это был зарин. Причем указывалась даже территория, где это происходило - в южной части пригорода в районе Гута.

Так получилось, что мы в этот момент по приглашению спикера парламента обедали в ресторане «Нарзыс». Рядом с нашим столом в присутствии заместителя министра иностранных дел Сирии находилась та самая делегация ООН, которая прибыла в Дамаск с миссией расследования фактов применения химического оружия. Наши делегации - представьте себе - даже общались.

Женщины из миссии ООН попросили православного духовника нашей делегации, настоятеля Храма Александра Невского в Пскове, протоиерея Олега Теора (а он очень известный батюшка, бывший десантник - и даже сейчас у него ботинки десантные) сфотографироваться на память. Они мило поболтали. Говорят, даже взяли у него благословение на работу. Потом эти женщины ушли. Никаких инцидентов во время обеда не случалось - и все эта дружелюбная беседа, как позже выяснилось, якобы и происходила в те часы, когда Гуту - что как раз неподалеку от этого ресторана - поливали зарином… Да мы бы там просто все полегли, в том числе и инспектора ООН, если бы часы нашего обеда совпадали со временем этой «химической атаки«. У нас остались фотографии с точным временем, когда делался снимок — это прямые доказательства того, что не все так просто, как говорят на Западе.

- А как вы думаете, зачем было нужно лгать об этой химической атаке в том числе и мировым СМИ?

В первую очередь - мировым СМИ. Весь интернет был забит - якобы там раненные дети, убитые… Вечером того же дня ко мне обращаются за комментариями российские и иностранные журналисты. Потому что мы чуть ли не единственные русские — не считая посольство — кто находился в тот час в Дамаске. А что я могу сказать? Я предполагаю, что все это, информационный вброс произошел после того, как ранним утром 21 августа сирийская армия проводила крупномасштабную операцию по зачистке территорий в окрестностях Дамаска. Большие бои прошли в провинции, где террористы обосновались до этого на целых полгода. Мятежники были выбиты и оттуда. И тогда, как я предполагаю, повстанцы пошли на подлог - 21 августа прошла через СМИ первая лживая кампания о применении химоружия Асадом.

Но было действительно и другое. В пригороде Джобар, на северо-востоке Дамаска, на уничтоженных базах террористов сирийская армия обнаружила склад с препаратами, необходимыми для изготовления химического оружия, и запас противоядий. Это не наемники, а солдаты сирийской армии поступали в госпиталя с признаками отравления химическими веществами.

- Откуда вы это так точно знаете?

- О пуске ракет с территории мятежников, зафиксированном российским спутником, и точном времени отравления военных, можно прочитать в заявлении МИДа России и информации агентства САНА. 24 августа террористы применили химоружие в городе Джобор под Дамаском. Более сотни сирийских солдат поступила в госпиталь №601, в котором мы поехали.

Это хорошая дамасская больница. Целый больничный комплекс даже. В палате лежат по шесть человек. Там, где тяжелобольные, по одному человеку. Серьезных лекарств не хватает, это да. Мы привезли какую-то помощь. Жгуты, коробки с медикаментами. У наших слезы на глазах…Увидели в госпитале семью - мать, отец, и мальчик без ног лежит на кровати. Мама такая вся в светлой одежде. Но очень спокойная, умиротворенная. А это их второй сын. Первый погиб. И женщина говорит, что если бы у нее был третий сын - то она бы его тоже отдала Родине, благословила на победу. Вы даже представить себе не можете какой накал патриотизма наблюдается сейчас в Дамаске. И правда — священная война.

Нас забросили в военную школу в горах под Дамаском. Там учат профессиональных спецназовцев. Это не юнцы - профи самой высокой пробы. Но на фронт рвутся все.

- Полгода назад, когда я тоже побывала в Сирии, там уже был необыкновенный патриотический подъем… Причем среди тех, кто поддерживал тогда Асада - интеллигенция, люди с высшим образованием, понимающие, вероятно, что любой худой мир - лучше доброй ссоры. Да и не было там ни малейших признаков конфликтов: ни религиозных, ни социальных. Предпосылок к войне не было, а война уже была.

Ты не поверишь, но сейчас поддерживает Асада все население. Все понимают - поставят любого другого, удобного Западу, и начнется вообще полный хаос. Народ уже привык, что есть авиаудары. Что наносятся точечные удары по базам боевиков. Все все понимают. А как иначе победить террористов? Среди мятежников только два процента сирийцев, остальные - иностранные наемники. Об этом нам официально сообщил министр информации. Нормальные сирийцы понимают, что никакого джихада нет. Это просто геноцид целого народа. А иначе откуда такое единение!

А та часть территории, которая еще удерживается террористами - там живут простые, неграмотные жители, они просто служат заслоном перед мятежниками и правительственными войсками. А теперь там, в этих разрушенных городах, в руинах домов появились так называемые «кроты» - наемники, которые делают подкопы под многоэтажными домами, километровые подкопы, под самой землей. Они роют тоннели и там прячут свое снаряжение. В министерстве иностранных дел нам показывали перехваченные переговоры между заказчики из Саудовской Аравии и боевым командиром «кротов», который требовал для своих подчиненных большие суммы денег. Потому что речь велась о сотнях прорытых ходов и тоннелях под Дамаском в том числе. Все это люди, которые работают за деньги, воюют за деньги. Много наших среди них - чеченцев…

- Какая-то гуманитарная помощь Сирии нужна?

- Мы постоянно везем туда гуманитарку. В прошлый раз, несколько месяцев назад, повезли помощь вместе с Императорским обществом. Но все это капля в море, даже говорить неудобно. В этот раз доставили туда тонну сухого молока, детское питание. Министр обеспечения - у нее сестра погибла, на ее руках остались трое детей, в том числе и племянник. Мальчишечка такой русоволосый, смешной такой… Спрашиваем его: «Как тебя зовут?» Он в ответ: «Путин». На русских там молятся. И кулачком себя в грудь бьет. «Ну ладно, Путин, - говорим. - Вот тебе самокат в подарок».

Эта поездка задумывалась еще в прошлом году, когда все было более-менее спокойно, мы хотели просто узнать как живут сирийские женщины, поближе познакомиться с ними. Я написала письмо, в том числе и о том, что мы желали бы пообщаться с женой президента - никто не верил, что война будет длиться так долго, что семье президента приходится быть практически на осадном положении.

- И все-таки эта встреча состоялась. И как вам первая леди Сирии?

- В предпоследней день, в пятницу, перед отлетом, мы приехали в резиденцию и дверь нам открыла госпожа Асма. Она с каждым поздоровалась за руку, предложила войти в свой кабинет. Такая традиционная восточная женщина - Асма Аль Асад. У нее очень теплые глаза. Можно себе представить, сколько всего ей пришлось пережить. И все-таки она не оставила свою страну. Хотя у нее европейское образование. Она до последнего здесь вместе с мужем. Очень тонкая. На мой вопрос она ответила: «Для меня восток - духовность и душа. Европейцы не слышат, как больно сердцу, когда убивают». Альма Аль Асад сказала, что понимает и различает - чувства и душу. Запад и Восток. Она сказала нам, что традиции Востока в ее душе навсегда. Очень негромко говорила. Было понятно, что ей больно говорить о войне. Наша встреча продлилась около полутора часов.

Сама госпожа Асад в последнее время занимается еще детьми - старшего зовут Хавез, в честь дедушки, первого президента Сирии, бывшего военного летчика, и когда мы вручали внуку первого президента свой подарок - модель самолетика, он с восторгом воскликнул по-русски «СУ-35!» Он так радовался… Еще у четы президентов подрастает дочка Зейн и сына Карим. И одного мальчика они усыновили.

- Я смотрю, вы сделали много снимков первой леди - обычных, домашних почти. Простая блузка, терракотовые брюки…

- Так ведь и встреча была не формальной., домашней и теплой.

У жены президента есть свой личный фотограф. Но так уж получилось, что мы начали снимать своими камерами - и она нас не остановила. Асма Аль Асад была настолько мила и гармонична. И она вызывала такое восхищение, и ее дети, и ее страна.

Что на самом деле творится в Сирии: глазами русских очевидцев

Что на самом деле творится в Сирии: глазами русских очевидцев

Смотрите фотогалерею по теме

Сморите видео: "Сирия. Полный Акбар. Кадры арабских телеканалов"

Сирия. Полный Акбар. Кадры арабских телеканалов

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Война в Сирии

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26318 от 28 августа 2013

Заголовок в газете: Русские очевидцы — о воюющей Сирии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру