С началом наводнения вторая по мощности Зейская ГЭС, расположенная в 660 километрах от Благовещенска, была окружена, пожалуй, наибольшим количеством слухов. Блогерам мерещились трещины в плотине, эксперты разной степени «подкованности» говорили то о том, что сброс воды ГЭС спровоцировал потоп, то, напротив, о том, что наводнение вызвано недостаточным сбросом.
Путин на совещании на Саяно-Шушенской ГЭС обратился за комментариями к главе «РусГидро» Евгению Доду. «Из обращений, из писем граждан и специалистов независимых видно, что люди очень обеспокоены, - сказал глава государства. - И некоторые высказывают такое мнение: что на гидротехнических сооружениях, в частности, на Зейской гидроэлектростанции, не были осуществлены своевременные сбросы. И если бы это делалось в преддверии большой воды, то не было бы таких тяжелых последствий».
«По техническим условиям станции запрещено срабатывать воду до достижения отметки 317,5 метров в связи с тем, что возможно размытие обводящего канала», - пояснил Дод. По его словам, если сбрасывать ниже этой отметки, то струя воды будет недостаточно мощной, чтобы попасть в водоотбойный колодец и будет подмываться основание плотины. «Это запрещено категорически, - подчеркнул Дод. - Мы могли бы получить еще большую катастрофу, нежели сейчас существует».
Действительно, правила использования ресурсов Зейского водохранилища, утвержденные еще в 1984 году, запрещают холостые сбросы ниже отметки в 317,5 метров. Во время паводка 2007 года их попробовали нарушить в качестве эксперимента – начали сброс с отметки 313 метров. Произошло вымывание грунта под городским водоводом, проходящим рядом с правобережной подпорной стенкой плотины, на ремонт подмытой стенки ушло два года и миллионы рублей.
Правда, врио главы Ростехнадзора Алексей Ферапонтов, к которому Путин обратился с тем же вопросом, несколько запутал ситуацию. Он начал объяснять, что сбрасывать воду начали своевременно, так как если бы воды накопилось больше, не получилось бы открыть затворки плотины и вода бы начала переливаться через край. «Может раньше надо было сбрасывать?» - уточнил Путин. Ферапонтов вновь ответил по-своему: «Недостаточность гидрологических постов не позволят точно спрогнозировать поступление (воды – «МК») и соответственно организовать работу затворов. Опасений вроде не возникало, то есть были, наверное, ощущения - но опасений не возникало».
Впрочем, таким образом он обратил внимание на реально существующую проблему – неверные прогнозы погоды, которые мешают точнее организовать работу ГЭС. Помимо строительства дополнительных метеостанций участники совещания высказывались в пользу дополнительного строительства гидроэлектростанций для аккумуляции аномальных притоков, а также пересмотра правил эксплуатации водных объектов.
На совещании по анализу нынешнего природного катаклизма была поставлена точка в катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭC. Глава профильной госкомиссии Игорь Сечин сообщил Путину: после аварии на станции четыре года назад было внесено порядка сотни изменений в требования к обеспечению надежности и безопасности гидроэнергетических объектов. А сама СШГЭС к следующему году будет восстановлена окончательно.
Дальний Восток, вертолетная съемка: Амур поглотил острова