Вообще в российской политике уже были примеры людей из «ниоткуда», но, судя по логике их политической деятельности, реальная власть их не интересовала. А вот подход к участию в политическом процессе, который демонстрирует Алексей Навальный и его команда на выборах московского мэра, говорит как раз о «заточенности» на власть.
Отметим, что высокий уровень цинизма «штабистов», их игра на негативных эмоциях горожан, демотивационные усилия в адрес политических противников (это поставлено на «широкую ногу») очень схожи с действиями германских «коллег» в конце 1920-х — начале 1930-х годов.
Если в Германии пропаганда велась в пивных, то сегодня она идет в Интернете, так сказать, в «интеллектуальной пивной», ну или, по крайней мере, в московской сети кофеен «Жан-Жак». В Германии вязали на рукав символ протеста против «импотентной» власти, у российских «несистемных» оппозиционеров также есть свой отличительный знак — белая лента.
Интересно, что, вопреки логике поступательного развития, Навальный резко сокращает количество симпатизирующих ему представителей истеблишмента — взамен он ищет широкой поддержки в кругах националистов.
Зачем, казалось бы, «западнику» Навальному, учившемуся в Йеле, национализм? Да просто он как публичный политик сформировался именно в националистической среде. Его нынешняя либеральная риторика, по большому счету, играет роль наживки для «ловли» электората. В свое время отстаивающие «чистые» либеральные ценности «яблочники» «раскусили» его довольно быстро и из своих рядов изгнали. Ведь сама философия либерализма не допускает даже намека на заигрывание с национализмом. Походы же Навального на «русские марши» под лозунгами «Россия — для русских, Москва — для москвичей» плохо соотносятся с защитой либеральных идеалов. Но найти поддержку для похода во власть среди неоднородных и разношерстных либералов гораздо более сложная задача, чем быть вместе с организованными националистами. Запрос же на решение проблем национальной идентичности в современном российском обществе действительно есть. Так что политическая конъюнктура и личное мировоззрение Навального в этом полностью совпали.
Сегодня российской интеллигенции нужно немного «отрезветь», иначе она окажется в том же положении, что германская либеральная общественность в 1930-х — первой половине 1940-х годов, и разговоры о политических репрессиях, которые сегодня ведут либеральные группы, станут реальностью. Не зря же Алексей Навальный уже публично обещал «скормить всех политологов зверям». Пока — только политологов…
Открытые общественные группы, каковыми, безусловно, являются либералы, часто сами «выращивают» своих уничтожителей: в данном случае Эдипов комплекс распространяется не столько на индивидуума, сколько на целый социум. Вчера либералы ругались между собой и ругали власть, поддерживали Михаила Ходорковского и боготворили Запад — сегодня в либеральной среде принято и даже модно поддерживать Алексея Навального, как сильного раздражителя, аллергена для нынешней политической системы.
Не секрет, что оппозиционность вообще свойственна интеллектуалам, так они компенсируют свой комплекс общественно-политической неполноценности, неудачи в партийном строительстве и проигрыши последних лет на выборах всех уровней. Однако поддержка такого человека может сыграть с ними очень злую шутку.
Придя к власти с помощью интеллектуалов (без них никак!), на наш взгляд, Навальный гарантированно установит такой режим, при котором либералам точно не понравится жить. Им придется опять уходить в оппозицию — если успеют, но это уже будет — другая история.
Будем надеяться, до такого развития событий еще далеко. Однако невозможно не заметить, что постепенно Навальный становится единственным лидером, чувствует это и начинает вживаться в роль мессии, вождя…
Почему именно сейчас необходимо напомнить об этих германских исторических аналогиях?
Потому что потом будет уже поздно, как это и случилось в Германии, где культурно-идеологическая «зачистка» стала фатальной в прямом смысле этого слова, и жгли в печах отнюдь не только книги.
Раскаяние, которое охватило германскую интеллигенцию, после того когда стало ясно, какого именно зверя они разбудили, уже не интересовало никого, кроме нее самой, а разочарование и боль за содеянное остались ей в удел на долгие годы.
Алексей МУХИН,
политолог, генеральный директор
Центра политической информации.