В Центре политической информации мы подготовили доклад на тему «Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции», и речь в нем, как вы понимаете, идет о делах наших сегодняшних, на которые мы посмотрели через призму событий в Германии в 20—30-х годах прошлого столетия.
В то время ситуация в Германии была, что называется, «аховой», тогда у немецких интеллектуалов наблюдалась сильная усталость от отсутствия давно ожидаемых перемен. Внутренние процессы в германском обществе напоминали предгрозовую погоду, а мировая экономика, напомним, как раз в это время находилась в состоянии глубокой «депрессии».
Сразу после окончания Первой мировой войны рейхспрезидент Гинденбург был чуть ли не героем нации, однако как политик выбрал эволюционный путь, требовавший больших усилий на протяжении долгого времени — и, после восстановления относительно высокого бытового уровня в стране, явно перестал удовлетворять потребности общества, жаждущего реванша, быстрого и яркого.
Именно поэтому идеи тогдашних германских либералов нашли короткий путь к душам немцев: они давали шанс.
Отчаянная надежда и серьезный риск сподвигли интеллектуалов Германии на идеологический проект, просчитать последствия реализации которого они не смогли: за короткое время Адольф Гитлер и его соратники стали вдруг крайне популярной политической силой. А Гинденбург так же стремительно стал «человеком из прошлого», который не в состоянии дать новый импульс развитию страны.
Чудес в политике не бывает, а если они и случаются, то это — хорошо подготовленные чудеса. И вот Гитлер, пользуясь риторикой радикально настроенной интеллигенции, эксплуатирует антикоррупционные мотивы и становится иконой, а его культ мобилизует германский гений, совершает «обыкновенное чудо» — подъем с колен нации, испытавшей чрезвычайно сильное унижение по итогам войны.
Однако Гитлер идет дальше и соблазняет нацию перспективой мирового господства. Такая сказка, ставшая реальностью, была написана явно не одним автором.
Рассуждая с конспирологической точки зрения, можно, конечно, упомянуть «мировую закулису», но сам проект на первоначальном этапе был реализован непосредственно германскими интеллектуалами, и прежде всего — либералами. В общем, это был целый авторский коллектив, вложившийся в политический проект «маленького человека» с болезненными амбициями.
К сожалению, все условия, начиная от мирового финансового кризиса и до уязвленного национального самолюбия из-за развала СССР, проявились и в современной России. Повинуясь законам истории, здесь не мог не возникнуть и проект «маленького человека», выхваченного, что называется, из толпы.
Алексей ПАНИН, заместитель
генерального директора Центра
политической информации.