Мандат или жизнь. Как депутаты прячут деньги за границей

«Теперь самый популярный офшор — Британские Виргинские острова»

Первые жертвы «национализации элит» из числа депутатов Госдумы могут появиться уже в сентябре: некоторым народным избранникам, возможно, придется сдать мандаты из-за нежелания или невозможности расстаться с зарубежными финансовыми активами. Об этом «МК» сообщил председатель профильной думской комиссии Николай Ковалев. Как выяснилось, попасть под замес рискуют случайные люди. А вот теневые олигархи, желающие упрятать в офшоры все, что нажито непосильным трудом, могут и дальше спать спокойно. «МК» разобрался, как слуги народа будут прятать собственность в новых условиях.

«Теперь самый популярный офшор — Британские Виргинские острова»

Нашумевший закон о запрете заграничных финактивов для чиновников и депутатов был подписан президентом 7 мая. А 7 августа истек трехмесячный переходный период, в течение которого парламентарии должны были привести свои дела в соответствие с новыми правилами. Они довольно просты: депутатам, их женам и несовершеннолетним детям не полагается иметь банковские счета за границей. Вообще никакие. Недвижимость — можно: владеть домами и квартирами на чужих берегах депутаты себе после долгих споров разрешили. Правда, придется объяснить, откуда взялись деньги на ее покупку — но это только в том случае, если цена сделки превышает суммарный трехлетний доход семьи (учитываются оба супруга). Те же нормы касаются сенаторов, членов правительства и людей, занимающих ряд чиновничьих должностей. Пойманные за руку должны отправляться в отставку.

«Час икс» пришелся на время думских каникул, так что неприятное для многих депутатов копание в их кошельках отложено на осень. Николай Ковалев сообщил «МК», что после начала осенней сессии комиссия соберется и подведет итоги «отчетного периода». Однако уже сейчас очевидно: в депутатском корпусе назревают кандидаты на вылет.

— Кто-то наверняка примет решение о сложении полномочий, — говорит Ковалев.

Однако не стоит ждать исхода из Думы толстосумов, не желающих выпускать из цепких пальцев пачки зарубежных акций. Сдать мандаты скорее всего придется совсем другим людям и совсем по другим причинам...

— Один депутат — называть его имя в данном случае неэтично — подходил ко мне и говорил: для него наличие счета за рубежом — вопрос жизни и смерти в прямом смысле этого слова, потому что один из членов семьи регулярно ездит лечиться за границу, — рассказал Ковалев. — Там серьезное заболевание, связанное с онкологией, требуются переливания крови. Закрытие счета означает физическую смерть. На одной чаше весов мандат депутата, на другой жизнь — какие тут могут быть вопросы?

Другой парламентарий — Дмитрий Горовцов из «Справедливой России» — и вовсе угодил в правовую ловушку. После смерти отца он унаследовал счет на Украине и вступил в права наследования. А тут и национализация элит подоспела.

— Попытка закрыть этот счет ни к чему не привела, потому что по украинским законам право управления счетом имеет только гражданин Украины, коим наш депутат не является, — говорит Ковалев.

И выпутаться из этой коллизии практически невозможно — в украинскую Раду наши депутаты со своей законодательной инициативой не придут.

Избранники не сдадут нажитые кровью виллы

Изначально планировалось запретить парламентариям и зарубежную недвижимость — а то повадились виллы на Средиземном море покупать, как будто уже не стало курортов Краснодарского края и Северного Кавказа. Но на защиту заграничного жилья встал сам депутат и боксер Николай Валуев

Боксер заявил, что свой испанский дом и квартиры в Германии купил, честно работая за границей по контракту. И избавляться от них не собирается — пусть дети отдыхают летом в своем доме, а не в отеле за «несусветные деньги». «Тем более что эти деньги — а контракты я, пожалуйста, готов абсолютно все показать — заработаны были потом и кровью», — пояснил тогда Валуев.

Николай Валуев не собирается продавать недвижимость в Испании и Германии: пусть дети отдыхают не в отеле!

В результате недвижимость за границей иметь по-прежнему можно, но надо отчитываться о происхождении средств на ее покупку. Правда, только в случае исключительной дороговизны хором. А точнее, когда их стоимость превышает трехлетний суммарный доход семьи. Конечно, это лукавство: когда люди копят на квартиру — им надо на что-то жить, весь трехлетний бюджет в покупку не вбухаешь. Пока в Думе, по словам Ковалева, не нашлось парламентария, чья покупка превысила бы этот лимит.

Так что массовой распродажи депутатских апартаментов не предвидится. А ведь на пике «квартирных скандалов» минувшей зимой слуги народа буквально рубаху на груди рвали: дескать, все сбудем с рук, как только закон выйдет! В частности, избавиться от «недвижки» обещал глава думской Комиссии по труду и социальной политике Андрей Исаев, чья жена Алина Дальская владеет паломническим отелем в Германии.

«Мы уже знаем, кому продадим имущество моей супруги, это произойдет сразу после подписания закона, причем быстрее, чем в установленные сроки», — утверждал он. Правда, с оговоркой: если закон не будет принят, Алина Дальская продолжит заниматься делами паломнического отеля.

«МК» попытался дозвониться до Исаева, чтобы выяснить, чем закончилась эта история, но парламентарий сейчас недоступен для комментариев. Как, впрочем, и многие его коллеги. «Я первый день в отпуске, дайте отдохнуть спокойно», — отшутился единоросс Андрей Макаров даже прежде, чем услышал вопрос о квартирах в Испании (это вообще популярное направление у депутатов).

А вот член «ЕР» миллионер Леонид Симановский не шутя собирается выполнить обещание и продать домик на Кипре. «Это не суперэлитная недвижимость, стоит 120–130 тысяч долларов. Мне и моей семье он больше не нужен, мы предпочитаем отдыхать в гостиницах», — говорил он по этому поводу. Помощница Симановского пояснила «МК», что это решение никак не было связано с законом о «национализации», так что дом по-прежнему планируется продать. Вот только время для этого неподходящее: недвижимость на Кипре дешевеет уже третий год... Не будет же деловой человек совершать сделку себе в убыток.

В результате единственным депутатом, покинувшим Госдуму из-за скандала с зарубежной недвижимостью, остается Владимир Пехтин («ЕР»), у которого блогеры раскопали квартиру в Майами. А из оставшихся под перекрестным огнем — оппозиционер Дмитрий Гудков.

Грядет «пехтинг» мэров и губернаторов

Сначала у Гудкова нашли 25% акций болгарской фирмы «Мари Хаус», а потом еще лидер ЛДПР Владимир Жириновский подсчитал, что московская квартира Гудкова стоит дороже, чем заработала семья за три года. Гудкову пришлось объяснять комиссии, что квартира была куплена «на стадии котлована» — всем известно, что так гораздо дешевле. Да и сам он в то время не был депутатом.

Оппозиционер-одиночка (из «Справедливой России» его исключили, так что аппаратной поддержки в Думе он практически лишен), однако, не унывает и продолжает охоту на «кренделей». В понедельник, 12 августа, организовал для всех желающих в здании Думы встречу с «доктором Z» — известным хакером, принимавшим участие в блогерских расследованиях. И обещает продолжить «пехтинг» (так остряки окрестили поиск депутатских квартир за границей).

— Избавиться от зарубежных активов очень просто, — рассказал Гудков «МК». — Я болгарские акции за несколько дней передал брату. Но они не приносили дохода, и мне было вообще по барабану. Но есть настоящие имущественные конфликты: когда у людей много активов, а кому их отдать? Доверять большинство может только женам и детям. Но не у всех есть взрослые дети или надежные братья. Насколько я знаю, кто-то просто надеется, что эти активы не найдут. Депутаты все уже подстраховались, да они и не самые богатые у нас — самые богатые губернаторы, мэры, у которых реальный контроль.

Справка «МК»

Масштаб доходов региональных депутатов и правда подчас поражает воображение. В 2007 году Швейцарию всколыхнуло известие: некий русский строит в Альпах грандиозную виллу «Константин» в девять этажей, из них шесть — в скальной породе. Местные жители немедленно приписали объект Путину — кому еще по чину такой дворец? Однако вскоре нашелся владелец — скромный экс-депутат Заксобрания Калужской области Дмитрий Рыбак. Нет, никогда иностранцам не понять нашего размаха...

Первый скандал с региональными «кренделями» уже грянул: волонтеры Гудкова обнаружили у мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина помимо целой кучи зарегистрированных на жену фирм виллу в Каннах 

— как раз по соседству с виллой нижегородского вице-губернатора Антона Аверина. Ошибки быть не может: на почтовом ящике у высоких зубчатых ворот указаны имена и фамилии Сорокина и его супруги. По предварительной информации, вилла стоит около 4,4 миллиона евро. Эксперты не исключают, что после такого скандала градоначальник покинет свой пост досрочно.

Если в поисках заграничной недвижимости блогеры уже поднаторели, то вот как откопать акции и банковские счета — пока не понятно. До сих пор счет в иностранном банке не был запрещен, а соответствующую информацию депутаты вместе с декларациями о доходах представляли в отдел кадров Госдумы. Но публикуется только часть этих сведений — о недвижимости, машинах и годовом доходе. Все остальное — тайна за семью печатями.

— Искать активы за рубежом довольно сложно, пока мы этот механизм пытаемся отработать, — рассказывает Гудков. — Когда покупают недвижимость, обычно открывают банковские счета. Если у кого-то за границей учатся дети, то оплата также может идти через счет, и даже если обучение закончено, счет часто не закрывают. Многое зависит от страны. Например, если это Франция — то при покупке недвижимости сначала регистрируют фирму, чтобы через нее провести сделку и уйти от налогов.

Дети за границей учатся у вице-спикера от «ЕР» Сергея Железняка — правда, по информации «МК», оплата проводится со счета в российском банке, так что все чисто. А вот покупка недвижимости через фирму — это фокус, который был опробован губернатором Псковской области Анатолием Турчаком и его супругой Кирой. Публикация данных об их вилле в Каннах, зарегистрированной на фирму псковской губернаторши, наделала немало шуму минувшей зимой. Турчак тогда пообещал продать мини-дворец до 1 мая 2013 года, но раз уж недвижимость за границей официально разрешили...

Не пойман? В офшор!

Впрочем, даже если бы и запретили, есть масса способов обойти строгие требования закона, ничего при этом формально не нарушив. Даже взрослые дети для этого не нужны. Цивилизация придумала целых два мощных механизма: передача бизнеса в доверительное управление (траст) и вывод всего подозрительного имущества в офшоры.

— У нас есть пробелы в законе, — объясняет Николай Ковалев. — Полностью не урегулировано трастовое управление. Если человек создает траст, которым управляются все активы за рубежом, то пока это не является нарушением закона. Так же, как и запись на офшорную компанию не является нарушением.

Хм, а ведь всего только в июне, когда миллиардер Михаил Прохоров собирался создать траст для своих зарубежных активов, чтобы поучаствовать в выборах мэра Москвы, Ирина Яровая («ЕР») однозначно заявляла, что лазейка доверительного управления заблокирована законодательно...

— Если вилла оформлена на офшор, то получить информацию о том, кто ее владелец, практически невозможно, — говорит ловец «золотых кренделей» Дмитрий Гудков. — Потому что Россия — единственная из стран G20, которая не заключила с офшорами соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement). Более того, на Россию сами офшоры выходили с предложением подписать это соглашение, но безрезультатно. Конечно, спецслужбы могут по оперативным данным получить информацию, но официально — очень трудно.

Николай Ковалев, правда, уверяет, что правовая основа для сотрудничества с офшорами имеется. А вот замгендиректора российской «Трансперенси интернешнл» Иван Ниненко настроен весьма скептически.

— После кризиса на Кипре самым популярным офшором стал BWI — Британские Виргинские острова, — говорит он «МК». — Он пользуется относительным суверенитетом и не предоставляет нам информацию. Может быть, у Ковалева есть какие-то отдельные механизмы, но на практике таких расследований нет. Все, что упирается в BWI, — это тупиковая ветвь расследования.

Получается, что для желающего спрятать бизнес или чересчур дорогую недвижимость народного избранника самый простой способ — стать владельцем российской формы, которая в свою очередь владеет фирмой в BWI. Можно вставить в эту цепочку еще парочку фирм-«прокладок». Но зачем усложнять? Формально закон и так не нарушается...

«Национализация элит» на поверку напоминает тонкий мелкоячеистый невод: матерая акула капитализма его порвет и уплывет к офшорным берегам, зато застрянет мелкая рыбешка — депутаты с унаследованными украинскими счетами, с лечащимися за границей родственниками. Что же делать? «Лес рубят — щепки летят, — философски отмечает Ковалев. — Надо совершенствовать законодательство: в первую очередь вводить понятие трастового управления и описывать его. Поправки будут консенсусным вариантом, все фракции смогут сказать свое слово».

Но в приватных разговорах слуги народа даже возмущаются популизмом, за который сами же и проголосовали. «Допустим, у меня есть честно заработанные деньги, и я не хочу, чтобы они пропали, — рассуждает в беседе с «МК» попросивший не называть его имени депутат. — В Москве хватит на полквартиры. Почему я должен покупать квартиру где-нибудь в Луховицах, если за те же деньги можно купить квартиру во Франции или Германии?». Единороссы сами загнали себя в ловушку. По причинам, о которых остается только догадываться, никто не хочет ставить во главу угла главный вопрос: честно ли заработаны деньги. Вместо этого на щит поднят патриотизм — дескать, не нужен нам берег турецкий. А в результате сами же представители партии власти от этого и страдают.

Во многих странах зарубежные счета и тем паче недвижимость не запрещены, рассказывает Ниненко: это личное дело человека, где хранить свои деньги, если они заработаны честным путем. А вот если нечестным — тогда имущество подлежит конфискации согласно статье 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией. Но у России руки до ратификации этой Конвенции так и не дошли. Зато вот что за рубежом часто запрещают чиновникам, так это держать деньги в «прачечных» — офшорах. Именно потому, кстати, что их используют для отмывания сомнительных доходов. А у нас на этом месте — «пробел в законодательстве», то есть официально разрешенная лазейка.

В результате «национализация элит» имеет все шансы стать действенным инструментов давления на оппозицию в Думе и на неугодных чиновников вообще. Это называется «закон выборочного действия». Недаром первым делом за «зарубежку» стали привлекать Дмитрия Гудкова. Проголосовал не так, как надо, — тут тебе и припомнят дачку на Ибице.

У кого из депутатов есть зарубежная недвижимость?

«Единая Россия»

Отари Аршба — участок и дом в Грузии напополам с супругой

Александр Брыксин — квартира в Испании напополам с женой

Николай Валуев — дом в Испании и две квартиры в Германии (на супругу)

Анатолий Выборный — участок и дом в Черногории

Борис Зубицкий — квартира в Швейцарии

Андрей Исаев — «земельный участок под территорию общего пользования» в Германии у супруги (так назван в декларации пресловутый отель)

Сергей Кузин — «номер в гостинице» в Болгарии, правда, размером с московскую «трешку»

Андрей Макаров — два участка в Испании пополам с ребенком и дом (в долевой собственности)

Людмила Огородова — квартира в Черногории

Владимир Плигин — участок и «объект в дачном здании» в Болгарии

Аркадий Пономарев — три квартиры в Испании

Владимир Поцяпун — квартира на Украине и еще одна в Испании напополам с супругой

Вячеслав Резник — квартира в США (на супругу)

Леонид Симановский — дом на Кипре (на супругу)

Михаил Слипенчук — квартира во Франции

Зоя Степанова — нежилое помещение на Украине (у супруга)

Владислав Третьяк — две квартиры в Латвии

Умахан Умаханов — дом в Испании (у супруги)

Белан Хамчиев — квартира и два машино-места в ОАЭ (у супруги)

Глеб Хор — квартира на Украине (с супругой)

Валерий Язев — земельный участок с домом на Кипре (на супругу)

«Справедливая Россия»

Анатолий Аксаков — квартира на Украине

Валерий Гартунг — квартира в Швейцарии

Дмитрий Горовцов — квартира на Украине

Иван Грачев — дом в Греции

Геннадий Гудков — квартира в Болгарии

Алексей Лысяков — квартира во Франции (на несовершеннолетнего ребенка)

Оганес Оганян — эллинг на Украине (на жену)

Илья Пономарев — квартира в Латвии (у супруги)

Алексей Чепа — квартира в США (кредит)

ЛДПР

Сергей Калашников — участок с домом 213 м на Украине (супруга)

Эдуард Маркин — квартира в Латвии (у супруги)

КПРФ

Светлана Савицкая — дом и гараж в Белорусии (муж)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру