Попритихло у турок, так снова завелся Египет – мои друзья угодили на тамошний курорт аккурат в дни очередной смены власти, когда свергли Мурси. Приятного, говорят, было мало. Теперь закипел возмущенный разум в колыбели «арабского пробуждения» – в Тунисе. И хотя для туристам пока все социальные катаклизмы параллельны, нашим отдыхающим гражданам рекомендовано – что в Египте, что в Тунисе – избегать мест проведения массовых протестов.
К чему мы это? К тому, что и турецкий, и тунисский, и египетский случаи связаны с широким противодействием исламистам, оказавшимся у власти в этих странах. Правда, здесь, почти как у Толстого, все счастливые страны похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему. Причины возмущения везде свои, хотя можно найти и общие моменты.
Когда в Египте к рулю становились «Братья-мусульмане», а в Тунисе – исламисты из партии «Нахда», многие били тревогу, считая, что эти страны погрузятся в средневековье, женщин оденут в паранджу, а выпивающих приезжих станут колотить палками. Другие, напротив, кивали головой на турецких исламистов а-ля Эрдоган и говорили, что это вполне прагматичные и умеренные ребята, и их пример другим наука.
Но ни умеренность, ни прагматизм не смогли уберечь эти страны от потрясений. Ни стабильную Турцию, ни надышавшиеся дымом революций арабские страны. Проблема в том, что простая смена власти не способна сама по себе изменить жизнь людей к лучшему, не способна завести людей в социальный лифт. И вот многие выходят на улицы не потому, что не любят и боятся правящих исламистов. А просто потому, что исламисты символизируют власть, при которой ничего не меняется к лучшему.
Точно так же как выходили на улицу против светских правителей с их коррупцией и несменяемостью. И точно так же как будут выходить против любого другого начальства – военного, гражданского, либерального или консервативного. Это маятник, а не смена тренда.
А исламизм отнюдь не потерпел поражения. В Турции Эрдоган устоял. Тунис грозит войти в зону турбулентности – но пока мало что предвещает победу секулярных политиков. Зато гибель тунисских военных от рук боевиков, как говорят, близких к «Аль-Каиде», наводит на мрачные мысли о перспективах этой небольшой страны.
В Египте Мохаммед Мурси угодил в тюрьму, однако «Братья-мусульмане» – а они остаются самой организованной и массовой политической силой – если и проиграли, то только одну битву, а не всю войну. Во вторник «Братство» созвало своих сторонников на очередные демонстрации.
А самая большая опасность – если «умеренные и прагматичные» наденут на себя одежды радикалов и экстремистов. Сложите обиду за то, что военные взяли и перечеркнули народное волеизъявление, свергнув плохого ли, хорошего ли, но законного президента, с тем, что социально-экономическая ситуация к лучшему не изменится (ей просто не с чего меняться). И тогда никому мало не покажется. Примеров – от Алжира до Газы – достаточно.
Так что, если еще не страшно, спешите, граждане на курорты. Пока там не припекло по-настоящему.