Глава Ленинского райсуда Константин Зайцев не раз подчеркивал, что раз по закону на заседание может прийти любой гражданин, то и аккредитации на громкий процесс не будет: все проходят по живой очереди. Накануне вынесения приговора журналистам пришлось вспомнить практику советских очередей за дефицитом – и объявить самозапись «на Навального». Листочек со списком очереди лежал на крыльце суда, придавленный булыжником. Известно, что дело слушается в самом большом зале, но и там в наличии только 60 мест, так что к часу дня среды (!) этот лимит был уже исчерпан.
Расположенный напротив пивной бар «Старый дворик» готовился в ночь накануне приговора сделать едва ли не недельную выручку: ведь именно сюда будут бегать за пивом и доступом в Интернет журналисты, не полагающиеся на самозапись и решившие караулить начало прохода с ночи.
- Мы по ночам в норме не работаем, но как начался этот процесс – стали по просьбам людей открываться в 4 утра в дни, когда есть заседания, - рассказала «МК» администратор бара Елизавета. – Людям надо покушать, подзарядить телефоны и ноутбуки, а у нас в зале розетки. Сегодня всю ночь не закрываемся, некоторые уже бронируют столики.
Елизавета признает, что с точки зрения клиентуры дело «Кировлеса» для заведения оказалось очень выгодным. Так что по крайней мере у собственников бара есть причины горевать о том, что громкий процесс вот-вот закончится.
Но в массе своей кировчане про дело Навального если и слышали, то краем уха. «МК» провел опрос местных жителей на улице- из двух десятков человек никто не проявил к теме живого интереса.
- Я знаю только чуть-чуть, из Интернета, - сказал молодой человек, представившийся Евгением Сазоновым (его девушка, услышав вопрос, прыснула в кулак). – Вы же вроде из независимой газеты, значит, можно открыто говорить? Слышал, что Навальный воровал что-то на спиртзаводе и лесопроизводстве. Нейтрально к нему отношусь. Но, думаю, волнения быть могут – сторонников у него много.
Однако на пути «МК» ни один из этих многочисленных сторонников так и не попался.
- Не интересуюсь и ничего не знаю! – отвернулся от камеры молодой рабочий, грудь которого была украшена огромной цветной татуировкой... со свастикой. Как ни ходил Навальный на «Русский марш», а вот поди ж ты – не все националисты считают его своим лидером.
В городском парке на газоне загорала красивая девушка в бирюзовом купальнике, которая оказалось Катей, находящейся в декрете молодой мамой сразу двух детей.
- Это что-то связанное с лесом, да? – предположила Катя. – Вот видите, я вроде слышала... Но больше ничего не знаю.
А те немногие граждане, которые знали о деле чуть побольше прочих, отвечали совсем не так, как хотелось бы московской оппозиции.
- Сажать его надо вместе с Никитой Белых! – энергично заявил седовласый пенсионер Валентин Александрович. – Потому что он под прикрытием Белых работал. Конечно, виновен он.
- Я думаю, что суд разбраться должен, пусть все будет по закону, - по-женски смягчила формулировки безымянная бабушка. – Должно быть доверие к суду, иначе как жить-то?
В общем, о поддержке лидера Болотной в Кирове говорили разве что три сиротливые печатки на асфальте – «За Навального», да и те явно были набиты самими активистами. По этим печаткам можно было найти дорогу в штаб.
- Да, в Кирове не будет протеста, как в Москве, - грустно подтвердил активист штаба Кирилл Андреев. На его правом глазу сиял внушительных размеров фингал, однако он оказался результатом не стычек с кровавым режимом, а спортивной тренировки.- Тут из двадцати человек хорошо если 3-4 знают про «Кировлес», и половина из них верит, что Навальный вор. На пикеты, к сожалению, очень мало приходит местных жителей.
В день накануне приговора активисты собирались выставить одиночный пикет в центре города, но он или быстро закончился (все-таки стоять на жаре тяжело), или и вовсе не начинался. Во всяком случае, «МК» застал только так называемый «куб» - четырехсторонний стенд с листовками в поддержку Навального на Театральной площади, напротив памятника Ильичу.
На утро 18 июля планировалось как минимум три одиночных пикета с «кубами» рядом со зданием суда, рассказал «МК» член Кировского отделения незарегистрированной партии «Народный альянс» Дмитрий Плотников. Активисты старались держаться пободрее, тем более что они очень сдружились за те три месяца (с 17 апреля), что занял процесс. Вместе спали в штабе на двух диванах и в спальниках («мы их в шкафы убираем, чтобы журналисты это позор не фотографировали», стыдливо пояснили ребята), вместе преодолевали бытовые трудности. Например, такую: туалет в помещении штаба есть, а вот ванной – нет. Скорее всего, ею является запертая комната рядом с санузлом, но за три месяца интеллигентные активисты так и не решились ее вскрыть шпилькой для волос. Поэтому принимать душ бегали в кафе по соседству.
На почве поддержки Навального разыгрываются даже романтические сюжеты. Известный блогер и активист Роман Переверзев, например, привозил в Киров свою девушку Сандру. Но теперь молодые люди волею судеб разлучены – Сандра подвизалась в московском штабе.
- Будет участвовать в выходе на Манежку, - поясняет Переверзев. Выйти с митингом на Манежную площадь в случае обвинительного приговора и ареста Навального – такая идея действительно рассматривалась, но столичные власти не согласовали мероприятие.
- Ну значит, пойдут в клуб «Завтра» и будут говорить, что протест слили, - подозрительно легко соглашается Плотников. Похоже, многие готовы выйти на площадь без согласования, но обсуждать это по понятным причинам не хотят.
Несмотря на кажущуюся контролируемость судебного процесса, накануне никто не рисковал предсказать, что же все-таки произойдет утром в четверг. Ведь накануне в среду Мосгоризбирком официально зарегистрировал Навального в качестве кандидата в мэры. Политологи считают, что, обеспечив его регистрацию, Кремль придает интригу и легитимность выборам 8 сентября. Но Навальный не так-то легко соглашается на роль мальчика для битья: в интервью «МК» он намекнул, что может в случае ареста и снять свою кандидатуру (см. «МК» от 17 июля).
- Думаю, что сценарий будет другой, - сказал «МК» сопредседатель «РПР-Парнас» Борис Немцов (партия выдвинула Навального на пост мэра). – Обычно после обвинительного приговора человека берут под стражу, но в этом случае суд может отсрочить исполнение приговора до его вступления в силу, то есть дадут адвокатам время обжаловать. В этом случае судьи могут рассмотреть апелляцию и после выборов, и – если Навальный будет слишком быстро набирать очки – до голосования. Цель власти – изолировать Навального и нанести удар по всей несистемной оппозиции, мол, смотрите, как мало голосов набрал ваш лидер.
Правда, адвокат Навального Вадим Кобзев сказал «МК», что такая отсрочка взятия под стражу возможна, только если Алексею назначают заключение в колонии-поселении. Тогда до прохождения апелляции осужденный гуляет на свободе. Но по тяжким преступлениям – а Навального обвиняют именно в таком – наручники надевают еще в зале суда.
ЧТО МОЖЕТ ДАЛЬШЕ СЛУЧИТЬСЯ С НАВАЛЬНЫМ
Обвинительный приговор с немедленным взятием под стражу. Лидера оппозиции сажают в СИЗО в Кирове, адвокаты обжалуют приговор. Все это время он считается зарегистрированным кандидатом и участвует в выборах, хотя и не может ходить на дебаты. После утверждения приговора облсудом и вступления его в законную силу Навального снимают с выборов и этапируют в колонию. А может, он и сам снимет свою кандидатуру, чтобы не быть спарринг-партнером Кремля.
Обвинительный приговор с отсрочкой исполнения наказания – повода для нее вообще-то нет, но вдруг суд ее изыщет? В этом случае московские выборы будут выглядеть поприличнее – главный конкурент Собянина (а по всем опросам у Навального второе место, хотя он и набирает мало) не будет сидеть на решеткой, попадет в телевизор. То же самое – если ему вдруг назначат отбывать наказание в колонии-поселении.
Условный приговор – Навальный возвращается домой и живет, как раньше, но 1-2 раза в месяц ходит отмечаться в местной уголовно-исправительной инспекции. За границу ездить нельзя, даже искупаться в Турции – там же негде отмечаться! Нельзя менять место жительства, а также совершать любые преступления, включая административные правонарушения. Тогда весь твой условный срок превращается в реальный, даже если ты уже «отсидел» дома пять из шести лет – отправишься в колонию мотать всю «шестерочку». А административными правонарушениями являются в том числе несогласованные митинги, так что Навальный будет ходить по лезвию бритвы... Баллотироваться на выборах нельзя будет и после условного, и после реального приговора.
Оправдательный приговор – единственный вариант, при котором Навальный не лишается возможности участвовать в выборах в будущем. Но шансы на него кажутся призрачными, да и потом – прокуратура его все равно обжаловала бы...
Читайте подробное интервью с Алексеем Навальным «Глупо оказаться в камере, если у тебя нет тапок и спортивных штанов»
Навальный в финале суда по «Кировлесу»: «Никто не имеет права на нейтралитет!»