«На сегодняшний день есть несколько теоретических вариантов развития этой ситуации. Во-первых, какая-то страна все-таки может дать Сноудену политическое убежище. Но это непросто — вряд ли найдется такое государство, готовое конфликтовать с Америкой.
Возможно, наиболее потенциально удачный вариант будет, если он подаст новое прошения в одно из тех государств, куда ещё не обращался. Например, в какую-нибудь мелкую страну в Азии или Африке, на которую Америка не может слишком сильно влиять.
Во-вторых, он может поменять свою просьбу — попросить не политического убежища, а статус беженца. Наверное, для обоснования такой просьбы у него будет гораздо меньше возможностей. Но было бы желание — хорошие юристы справятся, докажут, что ему будет не комфортно в США: преследуют даже простые граждане, он будет там буквально пугалом, придётся прятаться...
Третий вариант — статус беженца Сноудену может дать соответствующая комиссия ООН. Тут будет много политических интересов — ведь многие страны уже отказали ему в убежище. К тому же, неясно, на каком основании давать статус... Но этот вариант тоже возможен.
Четвертый вариант — Сноудену придётся идти на сделку с американским правосудием и пытаться договориться с юридической системой США: какое наказание он готов принять, какие пока еще неопубликованные документы готов вернуть... Американская правовая система предполагает возможность сделки со следствием, но тут проблема в том, что она носит прецедентный характер. Прецедентов такого рода в истории не было — значит, придётся создавать. И любой суд, который будет рассматривать это дело, столкнётся с множеством правовых коллизий — может дойти даже до Верховного суда...
Ну а если бы он действительно был профессиональным разведчиком, оперативником и хакером, — а он не таков, насколько я понимаю, — то запросто мог бы раствориться в мире и больше появляться под своим именем и в своём облике. Такие люди ведь тоже есть — их разыскивают десятилетиями, и не факт, что когда-нибудь вообще найдут».
Напомним, что ранее Николай Злобин уже высказывал мнение, что Сноудену не стоило подавать прошения о предоставлении политического убежища сразу в двадцать стран — так он вполне мог сам снизить себе шансы на успех.
— Я считаю, что вообще это была большая глупость — обращаться сразу в такую группу стран, тем более, что страны весьма разнообразные, – полагает эксперт. — Многие из них могут просто обидеться, если увидят, что перечислены в таком списке. Ведь каждая страна любит считать себя уникальной, особенно в таком важном вопросе.