Экономическая амнистия со странными деталями: как платить за ущерб?

Ходорковский и Лебедев под «прощение» не попадут

Президент Владимир Путин внес в Госдуму так долго жданную предпринимательским сообществом амнистию, и Госдума примет её 2 июля - по крайней мере, так предлагает профильный Комитет по законодательству. Коснется этот акт гуманизма примерно 5-6 тысяч человек - вместо 13 тысяч или 9 тысяч, как предполагалось ранее.

Ходорковский и Лебедев под «прощение» не попадут
Рисунок Алексея Меринова

тестовый баннер под заглавное изображение

По Конституции объявление амнистии - исключительная прерогатива Госдумы, то есть решение, принятое нижней палатой, вступает в силу сразу с момента голосования и не требует ни одобрения Совета Федерации, ни подписи президента. Но внести проект постановления об амнистии, то есть стать инициатором акта гуманизма, может в принципе любой субъект законодательной инициативы - и президент в том числе.

Владимир Путин своим правом воспользовался.

В результате долгих согласований и консультаций власти решили распространить амнистию на тех, кто обвиняется, обвинен или осужден за совершение преступлений, описанных в 27 статьях УК (две из них, 178 и 194, подпадают под амнистию частично). Это статьи, предусматривающие ответственность за т.н. «экономические преступления»: нарушение авторских и смежных прав, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов физическими и юридическими лицами, легализация имущества или доходов, полученных незаконным путем или в результате преступления, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возвращения, фиктивное и преднамеренное банкротство, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, и т.д., и т.п.

Одна из наиболее распространенных применительно к предпринимателям статей - 159, «Мошенничество», в перечень не попала - зато попали две недавно включенных в УК: 159.1, «Мошенничество в сфере кредитования», и 159.4, «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Единственная надежда для тех, кто получил срок по 159-ой до появления новых, «чисто предпринимательских» составов - сначала добиться переквалификации, если она вообще возможна, и лишь потом рассчитывать на амнистию.

Любопытно, что с тех пор, как на Санкт-Петербургском форуме Владимир Путин окончательно дал отмашку процессу, то есть буквально за три дня, из предварительно согласованного с бизнес-сообществом проекта постановления об амнистии выпали три статьи УК: 179 («Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения»), 160 («Присвоение или растрата») и 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»).

Как обычно, на пересмотр личных дел осужденных, подозреваемых или обвиняемых, если доказанные или ещё нет преступления были совершены ДО дня голосования Госдумы, то есть до 2 июля, дается 6 месяцев. Как обычно, рецидивисты, под амнистию не попадают (что лишает права на надежду Михаила Ходорковского и Платона Лебедева).

Не распространится она и на тех, кто совершил преступления «с применением насилия или угрозой его применения».

Но есть одно условие, которое делает эту амнистию необычной - мягко говоря: снять с себя уголовную ответственность, судимость, освободиться смогут лишь те, кто «выполнил обязательства по возврату имущества или возмещению убытков потерпевшим». Причем пояснительная записка специально оговаривает: это условие касается «как лиц, уголовные дела в отношении которых находятся в стадии судебного рассмотрения или предварительного расследования, так и лиц, приговоры в отношении которых вступили в законную силу». То есть размер ущерба ещё не уточнен (это делает окончательно только суд), более того - вина подозреваемого ещё не доказана (если он под следствием), он сам её не признает, а ущерб должен возместить!

Кстати, доказательством того, что гражданин всё возместил и вернул, будет лишь «соответствующая информация службы судебных приставов по месту регистрации должника или нахождения имущества либо суда, принявшего соответствующее решение» - так говорится в проекте постановления о порядке применения амнистии. Если вспомнить, что довольно часто уголовные дела по некоторым из вышеперечисленных статей - «заказные», то есть предприниматели оплачивают неподкупным правоохранительным органам преследование, чтобы «отжать» (извините за жаргонизм, но лучше не скажешь!) бизнес у конкурента, предъявление этого условия выглядит особенно пикантно.

Вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров говорит, что ко второму чтению «у предпринимательского сообщества есть свои предложения - в частности, убрать возмещение ущерба как основание для освобождения от уголовной ответственности». Но никакой возможности ничего убрать или даже просто предложить ни у кого не будет. Павел Крашенинников («ЕР») уже сообщил: возглавляемый им Комитет по законодательству «рекомендует принять внесенные проекты постановлений Госдумы и планирует вынести их на голосование в первом чтении и в целом во вторник, 2 июля». Это означает, что комитет уже прошел - раз рекомендует... «Опросным путем» прошел - по телефону.

В последнее время этот комитет вообще ушел в подполье: как только речь доходит до обсуждения спорных, вызывающих интерес общества законопроектов, заседания проходят «опросным путем». По телефону. Без присутствия журналистов. Так был одобрен во втором чтении законопроект об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Так был одобрен во втором чтении законопроект о борьбе с пиратством в Интернете. А теперь - амнистия...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26264 от 26 июня 2013

Заголовок в газете: Амнистия со странными деталями

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру