Вокруг Алексея Леонидовича в последнее время закрутилась интрига. Закрутил ее сам президент Путин, устроив показательную «дискуссию» с экс-министром финансов о путях развития экономики во время недавнего общения с народом, после чего слухи о том, что «перед нами — будущий премьер, не иначе!», зароились вокруг давнего соратника Владимира Владимировича с небывалой силой.
Приглашение г-на Кудрина на заседание «Открытой трибуны» (впервые!) и тот факт, что он пришел и даже выступил, едва ли эти слухи развеет. Как и ответ Алексея Леонидовича на вопрос о перспективах его возвращения в правительство по окончании мероприятия: «Не комментирую».
Обсуждать предполагалось дальнейшее развитие политической системы России. Экс-министр предупредил, что высказаться хочет «по экономической тематике», и заговорил про политику, которая должна «обеспечивать модернизацию страны» и создавать механизмы конкурентоспособности, иначе — «деградация, потеря экономической и военной мощи». Когда внешняя конъюнктура существенно ухудшилась, сказал он, мы увидели, что «потенции для реформ нет, хотим высечь искру — не высекается». Одной из причин политической импотенции г-н Кудрин считает то, что в парламенте нет либералов. «Единая Россия», которая ранее пыталась компенсировать этот недостаток, балансируя между разными флангами, «отступила на левую популистскую сторону и потеряла драйв реформ». Работу кабинета министров экс-министр оценил на «неудовлетворительно».
Все рецепты лечения больной экономики сейчас предлагается решать печатанием денег, а это еще больше запустит болезнь, считает г-н Кудрин: «Мы накапливаем негатив, что скажется через год-два». «ЕР», по его словам, придется «принять всю ответственность за стагнацию, к которой пришла страна, и «за правительство, которое не видит решений». И даже если потенция появится, несколько лет «придется пахать», чтобы ситуацию поправить.
Губернаторам нужно дать больше полномочий и ответственности, сказал эксперт Кудрин. «Когда президент дает поручение построить детскую площадку — значит система не работает», — подчеркнул он. Также Кудрин предсказал, что «в ближайшие год-два регионы не потянут повышение зарплаты бюджетникам». «Я общаюсь с губернаторами и знаю», — пророчил он.
Напоследок г-н Кудрин затронул тему закона об НКО-иностранных агентах, который, по его мнению, «ограничивает гражданское общество по всем параметрам». И привел пример: в «агенты» рискует попасть Ассоциация центров экономического анализа и прогнозов, которая консультирует губернаторов и органы власти, получавшая гранты из-за рубежа, и «теперь, получается, все губернаторы и органы власти консультируются иностранными агентами».
Никто из сидевших на мероприятии депутатов — ни Сергей Миронов, ни Владимир Жириновский, ни Владимир Васильев — не осмелился в лицо сказать г-ну Кудрину, что стагнация — не результат одного неудачного года, когда правительство возглавлял Дмитрий Медведев. Только лидер КПРФ Геннадий Зюганов возразил — мол, у регионов нет денег, потому что все забирает центр. А г-н Кудрин ответил: проблема, дескать, в том, что в регионы передаются полномочия без денег на их исполнение. Кстати, именно при министре финансов Кудрине процесс передачи полномочий и начался (к примеру, в 2010 году «вниз» ушла организация летнего отдыха детей).
Только глава Комитета по экономической политике Игорь Руденский припомнил, что с 2000 года г-н Кудрин занимал пост министра финансов и вице-премьера и был «инициатором тех решений, которые в конечном итоге тормозили развитие реальной экономики». «Мы до сих пор расхлебываем последствия инициированных им решений», — с горечью констатирует единоросс, «забыв», что все эти решения оформлялись законами, а в Госдуме «ЕР» вот уже 10 лет правит бал. А глава Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев назвал высказывания г-на Кудрина «предельно циничными» и признал, что партия «отвечает только в одном за стагнацию — что мы его терпели и терпели его политику».
Он не мог сказать, ПОЧЕМУ терпели. И министром финансов, и вице-премьером Алексея Кудрина сделал Владимир Путин, про ответственность которого за стагнацию, заметим, никто не говорит.
Мнение экспертов читайте здесь.