Это было первое публичное обсуждение проекта «Основных направлений...» — еще до рассмотрения его правительством, сказал министр финансов Антон Силуанов. Цель документа — «определить основные параметры налоговой системы на ближайшие три года в целях обеспечить предсказуемость и стабильность налоговой политики для бизнеса, что крайне важно для улучшения инвестиционного климата», заявил он.
Никаких радикальных изменений г-н Силуанов не обещал. Но постепенное введение налога на недвижимость (до 0,1% от кадастровой оценки), который заменит налог на имущество физлиц и налог на землю, гарантировал. «В ближайшее время в Госдуму будет направлен соответствующий законопроект», — сказал он. (Сейчас на сайте ведомства размещен для обсуждения текст поправок к законопроекту на ту же тему, почти 10 лет назад принятому Госдумой в первом чтении. Видимо, их он и имел в виду.) Кадастровая оценка недвижимости «в целом завершена», основная задача органов власти — «эффективное внедрение нового налога». Проблемы, по мнению Минфина, могут возникнуть с созданием и предоставлением налоговым органам базы данных об объектах недвижимости и их собственниках.
Глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («ЕР») как раз и говорил об этих проблемах: «Росреестр передал Налоговой службе данные примерно по 40% объектов недвижимости, а всего их должно быть 130 млн. Но страшно другое — в этих данных полно ошибок, более 700 тысяч объектов налоговой пришлось исключить, потому что они направили извещения налогоплательщику, а тот говорит: нет у меня этих объектов!» Г-н Макаров предложил коллегам представить, что будет, если при таком качестве подготовительной работы налог будет введен для всех: «Вилы как оружие пролетариата — вещь страшная, один удар — четыре дырки. Очень болезненно...»
Глава ФНС Михаил Мишустин, выступавший позднее, подтвердил: «Качество базы и системы оценки очень важны, но в тех регионах, где такая база создана, налоговики готовы взимать налог на недвижимость с 2014 года». А губернатор Калужской области Анатолий Артамонов поддержал идею: это поможет наполнить муниципальные бюджеты. Он предложил дать областным властям право перераспределять поступления от налога между муниципалитетами, а то у одних может быть густо, а у других — пусто.
По мнению первого замглавы комитета Оксаны Дмитриевой («СР»), этот налог власти не смогут собрать, а граждане — заплатить, особенно если учесть, что тарифы на ЖКХ продолжают расти. Депутат предложила для начала ввести налог на недвижимость как налог на роскошь: «Если мы научимся облагать 200 тысяч дорогих домов и квартир, то через 5—10 лет можно будет думать о введении его для всего населения». «Серьезные социальные потрясения» не исключил и другой первый замглавы комитета, Максим Рохмистров (ЛДПР).
Что же касается стимулирования инвестиций — г-н Силуанов в качестве примера говорил лишь о программе развития Дальнего Востока. «Других примеров реального стимулирования деловой активности в проекте «Основных направлений...» нет», — заявил глава РСПП Александр Шохин. А замглавы Счетной палаты Валерий Горегляд обратил внимание на то, что при нынешней налоговой системе и практике нет никаких гарантий того, что новые льготы и преференции будут направлены на модернизацию. Он привел такие цифры: из 128 преференций в 117 (91%) не предусмотрено никакой оценки результативности. А льгота по налогу на прибыль в виде амортизационной премии за три года привела, казалось бы, к росту капитальных вложений почти на 7%, но «проверки показали, что суммы растут лишь в отчетности, а коэффициент обновления основных фондов сократился с 4,4% до 3,7%».
«Многие инвесторы, сравнивая условия работы в России и Казахстане, делают выбор не в нашу пользу, и этот процесс набирает обороты», — предостерег г-н Артамонов. В ответ Антон Силуанов сказал, что сравнивать Россию с Китаем или Казахстаном, конечно, можно, «у них другие налоги, но и другие обязательства социальные, и нет программы вооружений, как у нас». Впрочем, обсуждаемый документ он пообещал «доработать».