Сегодня ровно год с последнего дня президента Медведева. Завтра – год с первого дня второй редакции президента Путина. Сегодня – год с последней отчаянной попытки московского городского класса заявить о своих правах. Завтра – год с начала необъявленной войны консерваторов и либералов. Как это там у Клаузевица: «война – это продолжение политики насильственными средствами»?
Да, в декабре 2011 года в Россию вернулась политика. И начали возрождаться политические процедуры: разрешили свободную регистрацию партий, начали вводиться губернаторские выборы, обещаны были обязательные выборы мэров. Были и робкие попытки начать диалог между новой протестной волной и властью, которые кто только не начал. Кудрин и Прохоров претендовали на звание главных либералов. Миронов пошел еще дальше, попытавшись стать кандидатом в президенты от Болотной, а партия «Справедливая Россия» - таким российским вариантом Шинн Фейн при Ирландской республиканской армии.
Всем хотелось большего. Консерваторам хотелось более уверенной защиты их интересов Кремлем; либералам – скорейших и более последовательных и честных перемен. Стороны начали предъявлять друг к другу невыполнимые требования. Диалог не начался.
Победа Путина в марте 2012 года принесла разочарование одним и уверенность в своих силах другим. Диалог был необходим – но он стал невозможен. Почувствовавшие успех победители оказались незаинтересованными даже в капитуляции. 6 мая наступила закономерная развязка, положившая начало холодной гражданской войне.
Сегодня можно много спорить, кто начал тогда. Я убежден, что вина лежит на полиции, полиция – что на демонстрантах. Правда в том, что тогда была Воронья слободка, которая не могла не вспыхнуть – ее поджигали со всех сторон. Но произошедшее бы быстро забыли, если бы не было инаугурации. А вот сцены с безлюдной Москвой утром 7 мая и осажденного ФСО Кремля власть уже простить не могла. Хотя она сделала все сама, ответственность оказалась возложена на тех, кто был на улице накануне.
Прошел год. Мы имеем регулярные рейды по и без того слабым российским НКО; напряженность в элитах относительно пределов ее «национализации» и истинных намерений в этой связи высшего руководства страны; высокий уровень недоверия широких слоев населения правящей партии, неспособной справиться с кризисом ее публичного имиджа; судебные процессы по делам московских экстремистов, кировских вредителей и грузинских шпионов; кампания против Церкви со стороны целого слоя православных; рост противоречий России с международным сообществом.
Брожение проявляется в речах вернейших сторонников действующей власти. То первый вице-премьер усомнится в пределах борьбы с коррупцией, то председатель Конституционного суда говорит о кризисе доверия между обществом и властью и подрыве правовых основ российского государства. Оппозиция же устами одного из своих самых ярких перьев призывает учиться ненавидеть. Что дальше – кампания террора в стиле «Народной воли»? Показательные процессы? Железный занавес?
Я предлагаю конструктивный выход из ситуации.
Первое. Партия власти и Государственная Дума в целом берут мораторий на принятие явно провокационных, раскалывающих общество законов, затрагивающих сферу прав человека, и проводит амнистию по ведущимся в настоящее время делам с политической подоплекой, в т.ч. по делу «6 мая», «Анатомии протеста», «делу Навального», делам вынужденных политэмигрантов Газаряна, Рыбаченко, Маглова и др. Партия власти и оппозиционные партии должны сосредоточить свои усилия на предотвращении масштабного кризиса в экономике на основе публичной и открытой дискуссии с привлечением ведущих экспертов.
Второе. Правоохранительные органы берут обязательство оперативно, объективно и гласно расследовать выявляемые гражданским обществом факты нарушений законодательства представителями законодательной, исполнительной и судебной власти, вне зависимости от их партийной принадлежности, без дополнительных их к этому побуждению депутатскими запросами и т.п. процедурами. Начать можно с озвученных в последние полгода в СМИ фактов, которым не был дан ход. В свою очередь, депутаты прекращают кампанию взаимных расследований, возвращая эту функцию журналистам и общественности. Массовые рейды по НКО прекращаются.
Третье. Оппозиция занимается партийным строительством и активно включается в избирательные кампании всех уровней, а власть не пытается блокировать ее представителей с помощью фильтров, отказов в регистрации и т.п. юридических ухищрений.
Последнее. Мне представляется оптимальным завершением кризиса проведение досрочных выборов в Государственную Думу на основе нового избирательного законодательства. Идеально было бы провести их одновременно с выборами в Московскую Городскую Думу в сентябре 2014 года. Для этого все четыре парламентские партии могут одновременно сложить мандаты весной следующего года, доказав свою честность и открытость перед избирателями. Это позволит восстановить доверие к законодательной власти, сильно пошатнувшееся за последний год, осуществить ротацию элит и восстановить политическое представительство модернизационного меньшинства.
Предложенные меры носят болезненный, трудный для всех, но необходимый характер. Однако, убежден, что они могут положить конец нарастающей неуверенности разных слоев общества в будущем страны и восстановить доверие между ним и властью. Мы все граждане России, несмотря на всю разницу во взглядах. Чтобы двинуться вперед, нам надо остановиться. Как сказал когда-то Евтушенко:
Но ты хотя б однажды в мире,
Когда он спит или кипит,
Остановись, как лошадь в мыле,
Почуяв пропасть у копыт.
Илья ПОНОМАРЕВ, депутат Госдумы