Контракты между космическими ведомствами РФ и США о сотрудничестве в полетах на МКС подписываются на несколько лет вперед. Только что подписанный договор на сумму $424 млн. предусматривает выделение российской стороной шести мест на кораблях «Союз» астронавтам из США, Канады, Японии и европейских стран, а также предоставление услуг по возврату экипажей на Землю, с середины 2016-го до середины 2017 года. Предыдущий контракт, покрывавший двухлетний период с 2014 по 2016 год, был подписан в 2011 году на сумму $753 млн. Как видим, российские услуги дорожают...
У НАСА, впрочем, нет выбора. Коммерческая программа доставки экипажей и грузов на МКС (она предусматривает использование НАСА космических летательных аппаратов, предоставляемых частными компаниями) хронически недофинансируется – Конгресс США недодал ей денег и в прошлом, и в позапрошлом, и в этом году. Из-за этого зависимость от Роскосмоса, от которой планировалось избавиться к 2015 году, продлится как минимум до 2017-го.
Глава НАСА Чарльз Болден в своем интернет-блоге похвалил русских и отругал своих: «Хотя наши российские партнеры были и остаются хорошими партнерами, для нас неприемлемо, что в настоящее время Америка лишена способности запускать своих собственных астронавтов». План сотрудничества между американским государством и частными фирмами в разработке своих, отечественных средств доставки на МКС, пишет Болден, «поддерживает американскую программу пилотируемых космических полетов, содействует развитию экономики и помогает создать для американцев хорошо оплачиваемые рабочие места. Если бы НАСА получила то финансирование, которое запросил для этого плана президент, нам бы не пришлось подписывать новый контракт с Роскосмосом на транспортировку...»
Получается, что американская бюджетная война для России – мать родна? Не совсем. Если пресловутый секвестр, уже введенный в действие, и дальнейшее недофинансирование американской экономики ввергнут ее в рецессию или, как минимум, сведут к минимуму ее рост, России это тоже не сулит ничего хорошего. Глобальная экономика нынче одна на всех.
Что касается сотрудничества НАСА с частным сектором, то оно изначально имело своей целью удешевить программу пилотируемых полетов, доставки людей и грузов на МКС, и высвободить финансовые ресурсы НАСА для решения других задач, связанных с изучением глубокого космоса.
У НАСА действуют соглашения до мая 2014 года с корпорациями Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Из этих трех компаний, как планируется, как минимум две получат контракты с НАСА на проведение в 2015–2016 испытаний, включая демонстрационные полеты. Но это произойдет только при условии, что Конгресс США выделит космическому ведомству необходимое финансирование в полном объеме. В противном случае, как говорят руководители НАСА, им придется выбрать только одну фирму и перенести сроки начала полетов на своих, американских кораблях на более отдаленное будущее.
Бюджет НАСА составляет менее 0,5% федерального бюджета, хотя, согласно социологическим опросам, жители США думают, что на космические исследования идет порядка 10% – 20% казенных денег. В прошлом году, выступая на заседании сенатского комитета по науке, астрофизик Нил Деграсс Тайсон сказал: «Сейчас годовой бюджет НАСА составляет полцента с каждого налогового доллара. Если удвоить эту сумму – сделать цент с доллара, – мы можем превратить мрачную, погрязшую в унынии нацию, изможденную экономическими трудностями, в такую, которая вернет себе завоеванное в 20-м веке право первыми стремиться в завтра».
В том же 2012 году под влиянием вдохновенной речи Тайсона группа энтузиастов основала организацию Penny4NASA, которая борется за удвоение доли НАСА в федеральном бюджете США. Но на сегодня достижение этой цели выглядит не очень реальным.