- Нет, мне интересно. У нас вообще не действует медиация. Я думаю, суды нужно обязать начинать каждое рассмотрение с попытки привести стороны к мировому соглашению. А вообще я на все заседания к Прохорову хожу, даже про сельское хозяйство. Я - его амулет.
Основным докладчиком выступил Михаил Барщевский, подчеркнув, что он излагает свои взгляды не в качестве полпреда правительства в высших судах, а просто как член ФГК «Гражданской платформы».
- Не так страшен черт, как его малюют, - начал он. - Наша судебная система намного лучше, чем ее репутация, и задача реформы — восстановить доверие. Недоверие к судьям — одна из причин массовой коррупции. Если бы доверяли — то не давали бы взяток, а добивались справедливости в судах. Ощущение правовой незащищенности становится барьером для инвестиций, причиной утечки капитала. И это не смотря на то, что у нас огромный рынок, одна из самых благоприятных в мире налоговых систем, и зарабатывать в России проще, чем где бы то ни было. Если человек не верит суду — он воспринимает государство не как союзника, а как врага. Процесс по делу Навального еще не прошел, но уже заранее известно из СМИ, что приговор будет несправедливым. Такое отношение нужно менять.
По мнению докладчика, во вред доверию идут противоречия между Конституционным, Верховным и высшим арбитражным судами. Они квалифицируют одни и те же споры по-разному, и добиться единой правоприменительной практики невозможно. Как вариант, предлагается слить их, создав единый Верховный суд.
Другая беда — зависимость судей от исполнительной власти. «Есть только одна власть от Бога — судебная. Необходимо отказаться от назначения председателей судов указами президента, - считает Барщевский. - Эти указы пишутся чиновниками, и судьи оказываются у них в долгу. Председатели должны избираться».
Чтобы наше правосудие перестало быть карательным, прохоровцы предлагают не назначать судьями людей, которые хотя бы три года не отработали адвокатами. А чтобы на них не давили и не умасливали — создать новую спецслужбу — Федеральную службу судебной охраны. Она будет, в том числе, следить за судьями и прослушивать их разговоры безо всяких санкций, но руководство этой службы будет избираться судьями и отчитываться перед ними.
Несколько лет назад руководитель Высшего арбитражного суда распорядился опубликовать на сайте все пришедшие ему от депутатов и губернаторов письма с настоятельными просьбами «принять правильное решение». И письма приходить перестали. Барщевский предлагает каждому судье вести журнал, в котором будут фиксироваться все звонки, письма и факты давления.
Заслуженный юрист Тамара Морщакова обратила внимание на полную бесконтрольность следствия и предложила ввести институт следственных судей, которые будут контролировать законность арестов и дознаний.
Мы сформулируем концепцию реформы и направим ее законодателям и президенту, - сказал Михаил Прохоров.
- Но важнее не это, докладная записка, даже на имя президента, малоэффективна. Главное, чтобы в обществе началась дискуссия, о судебной реформе говорили и писали. Тогда очень скоро в вреде депутатов появится масса желающих внести наши предложения, как законопроекты, от своего имени. И на здоровье.
На вопрос журналиста, не собирается ли «Гражданская платформа» в ОНФ, олигарх ответил: «Да вы что? Прочитайте их программу. Коммунисты отдыхают по части левизны. Нет, конечно»!
Смотрите видео МК ТВ «Михаил Прохоров — о выборах с Навальным. Как бы они вместе в президенты пошли».