В российской традиции защиту чаще всего ведут опытные адвокаты, а не граждане, непривычные к общению с судебной системой и получающие от него сплошные стрессы. Но Навальный и сам профессиональный адвокат и не отказывает себе в удовольствии помучить расспросами свидетелей.
На второй день слушаний в суде был допрошен один из ключевых свидетелей - Вячеслав Опалев, гендиректор "Кировлеса". Ранее он получил условный срок за превышение должностных полномочий, причем в ходе следствия дал показания против Навального и его приятели Офицерова, который собственно и был главой злополучного ООО "ВЛК" (это уже отошло на второй план, Навальный явно первое лицо этого процесса). Напомним фабулу обвинения: "ВЛК" якобы покупала у "Кировлеса" продукцию по заниженным ценам и даже не платила за нее, а все потому, что советник губернатора Навальный вынуждал к этому руководство компании.
Под градом вопросов Навального Опалев признал, что у "Кировлеса" было долгов на 200 миллионов и до появления на горизонте ООО "ВЛК", что пришлось взять 50-миллионный кредит на выплату зарплаты, что он сам обращался к губернатору и другим регионам с просьбой помочь в сбыте продукции.
А главное, Опалев так и не вспомнил, покупала ли "ВЛК" продукцию по заниженным ценам - но ведь именно таким путем, по мнению следствия, было осуществлено хищение! Получается, обокраденный начальник не помнит, была ли кража вообще...
На многие вопросы свидетель ответить не мог - даже не назвал точное число лесхозов в составе "Кировлеса" и не смог показать, где в здании облправительства находился кабинет Навального, якобы принуждавшего его к совершению невыгодных сделок с "ВЛК.". "Расскажите, при каких обстоятельствах я убеждал вас делать поставки только "ВЛК". Принуждение в чем выражалось? Уволю, съем?" - наседал Навальный на Опалева. Тот совсем пал духом: "Нет, съесть не обещали. Говорили об оказании помощи предприятию". Однако тут же выяснилось, что Опалев все равно не стал поставлять "ВЛК" даже имевшиеся у "Кировлеса" остатки продукции, и ни губернатор, ни Навальный его к этому не принудили.
В конце этой публичной экзекуции Навальный поинтересовался у Опалева, работает ли его сын в предприятии "Кировлеспроект": с этой компанией тоже связаны "лесные" махинации на сумму 45 миллионов рублей. Судья снял эти вопросы. "Я описываю мотивы оговора со стороны Опалева", - парировал Навальный.
В общем, чем бы ни кончилось это дело, видеотрансляция из зала кировского суда может существенно повысить уровень правовой грамотности россиян и дать им представление о том, как отстаивать свои права в суде.
Слушания продолжатся в пятницу, после чего наступит перерыв до 14 мая. Незадолго до подписания номера в печать стало известно, что в группе поддержки Навального пополнение: поддержать его на суде в Вятку приехал эсер Олег Шеин. Смелый шаг - если учесть, что раньше за участие в Координационном совете оппозиции и сотрудничество с Навальным Шеина едва не исключили из партии вместе с отцом и сыном Гудковыми.
Онлайн трансляцию из зала суда в Кирове смотрите на сайте «МК» здесь.