Уполномоченный по правам человека презентовал на пресс-конференции свой ежегодный доклад президенту, законодательной, исполнительной и судебной властям. Принципиальное его отличие от предыдущих содержится разве что в заключении, где говорится: «Уровень самосознания, самовыражения нашего общества, наиболее активной его части существенно возрос. Возросла и консервативная реакция на упомянутый выше процесс. В течение всего отчетного года уполномоченный неоднократно и настойчиво говорил о необходимости снижения тона общественной полемики, о большей толерантности. К сожалению, отчетный год вряд ли привел к какому-либо прогрессу в этой области. Скорее наоборот. Есть подозрение, что крайне опасный для будущего страны принцип «кто не с нами, тот против нас», принцип, между прочим, вызывающе антихристианский, вновь становится все более востребованным».
В остальном же документ мало отличается от предыдущих, которые перечисляют и обобщают полученные омбудсменном жалобы (их в 2012 году набралось 26 тысяч, на 2 тысячи меньше, чем в 2011-ом). Поэтому и вопросов по докладу не было. Прессу (особенно иностранную) больше интересовало отношение Лукина к массовым выемкам документов в правозащитных НКО. «Проверки приняли форму кампании, они охватили свыше 100 организаций в 44 регионах. Во время недавней встречи с президентом я сказал ему, что меня удивляют их масштабы и одновременность. Президент сказал, что не знает об этом, но заинтересовался, попросил нас разобраться и сообщить наши выводы. Мы уже отправили запросы во все проверяющие организации — от Генпрокуратуры до пожарных и попросили правозащитников описать свои впечатления от проверок. Когда придут ответы — обобщим их и предоставим Путину».
По поводу Pussy Riot мнение омбудсмена не изменилось: «Мы выражали несогласие с решением суда и считаем приговор чрезмерным. Мы не одобряем поведения девушек, но считаем, что действия, которые не нанесли ущерба гражданам и имуществу, должны регулироваться административным, а не уголовным законодательством. Чем раньше их отпустят к семьям и детям — тем лучше. Мы используем для этого все доступные нам рычаги».
Особое мнение у Лукина и по «болотному делу». Он считает, что события 6 мая не содержали признаков массовых беспорядков. «У нас есть жалобы от Развозжаева, Кривова, Удальцова, мы с ними работаем».
На вопрос «МК» о том, когда было больше политических свобод (в конце 80-х, в девяностые, или теперь) омбудсмен ответил так: «Я был активным участником политической жизни в 80-е и 90-е. Тогда были периоды с очень широкой демократией, кристально чистыми выборами. Но тогда же применялась военная сила в национальных республиках, был и момент с расстрелом из танков парламента, тоже не безгрешного. У меня есть точка зрения относительно сегодняшней демократии, но я не имею права делать политических заявлений. Поэтому я ее выскажу, когда истечет срок моих полномочий, уже скоро — через год».
А заместитель руководителя аппарата омбудсмена Георгий Кунадзе обратил внимание на такую проблему: «За работу в местах заключения осужденным начисляют издевательскую зарплату (не падайте): 5 рублей, 8 рублей в месяц, в то время, как МРОТ составляет 4611 рублей. Это — и издевательство, и нарушение закона. Уполномоченный предложил директору ФСИН разобраться в ситуации».