ЮАР, впервые в истории организации принимающая саммит БРИКС, определенно не была к нему готова. Ни один сотрудник огромного Центра международных конференций (ЦМК) не мог ответить даже на простейший оргвопрос. Непременной для саммита любого уровня трансляции происходящего в международный пресс-центр не было – лишь под вечер внесли несколько телевизоров. Работу службы безопасности тоже можно назвать уникальной: охране в 90 процентах случаев было все равно - кто, куда и с какой целью перемещается по территории «Чиф Альберт Лутули». «Досмотровая зона» перед входом в пресс-центр представляла собой рамочку металлоискателя высотой чуть ли не по пояс досматриваемому и мокрый от ливня «рентген» для сумок, к которому была привязана полосатая ленточка, видимо, обозначающая место, где проходить не следует.
Зато, встречая российскую делегацию, африканские охранники проявили всю бдительность, на какую были способны. Владимиру Путину еще как-то посчастливилось пройти сквозь строй, но от сопровождавших его адьютантов правоохранители потребовали поставить на ленту чемоданчики. Те самые, секретные, которые они всегда носят за президентом и не выпускают из рук ни на секунду. А службу безопасности президента (СБП), часть сотрудников службы протокола и службы информации Кремля и вовсе попытались вытолкать из здания.
Охрана Путина, разумеется, возражала. Ввиду недостаточного владения английским языком перешли к языку жестов: наш охранник грудью напирал на африканского, тот напирал в ответ, даром, что ростом был по грудь нашему. Весомый аргумент – автомат на плече – видимо, придал африканцу решимости, и он-таки вытолкнул и наших охранников, и протокольщиков. Даже попытался проделать то же самое с главой МИД Сергеем Лавровым и помощником президента по международным делам Юрием Ушаковым, но наша охрана приняла огонь, то есть внимание африканской службы безопасности, на себя. До откровенного мордобоя, впрочем, дело не дошло - ограничились взаимными тычками.
«Полковнику позвони!» - бросил на ходу коллеге один из СБПшников с белым от бешенства лицом. Неизвестно, помогло ли вмешательство загадочного полковника, но через пару минут нашу охрану и прочих делегатов все же провели в здание. Правда, с черного входа, через автопарковку.
После такого приветственного «обмена любезностями» между охранниками немного странно было слышать от президента ЮАР Джейкоба Зумы, на встречу Путина с которым и прорывалась российская делегация, рассуждения о «новом уровне доверия и понимания» между двумя странами. Путин, правда, не очень-то и слушал: во время речи Зумы он, не отрываясь, читал свою собственную. Голову поднял только тогда, когда президент ЮАР сообщил, что ради обсуждения деталей размещения Банка развития БРИКС (его создание на нынешнем саммите сорвалось в последний момент) готов приехать в Россию.
«Я приглашаю сам себя!» - повторил, глядя на Путина, южноафриканский лидер и нервно засмеялся. Путин молча опустил голову.
Когда же заговорил, то начал с благодарности Зуме «за телефонные звонки, в том числе по случаю дня рождения». А также отметил обширное сотрудничество с ЮАР: «Наши министры иностранных дел встречаются, есть контакты по линии минобороны, сотрудничают наши службы безопасности».
Последнее прозвучало особенно актуально.
Виктория Приходько, Дурбан (ЮАР).
Охрана Путина подралась с южноафриканской. ВИДЕО