Как пишет издание The Telegraph, скорая помощь была вызвана в дом Березовского его телохранителем в субботу примерно в 15:20 по местному времени. Представитель скорой помощи (South Central Ambulance Service) заявил: “Нам позвонил в 3.18 дня человек, который был озабочен состоянием здоровья некоего джентльмена, проживающего в Аскоте. 67-летний мужчина был обнаружен на месте происшествия мертвым. Эта смерть произошла по неясным причинам и расследуется полицией Темз-Вэлли».
Тело покойного на время следственных мероприятий было оставлено на месте, сообщает Би-би-си. Вокруг дома, где был найден мертвым Березовский, полиция установила кордон диаметром в две мили.
«Он окружил себя телохранителями»
К месту смерти Бориса Березовского прибыли эксперты-химики и радиологи, сообщила полиция округа Темз-Вэлли. Как было пояснено, биолого-химическое обследование проводится "в качестве меры предосторожности". А днем в воскресенье распространилась информация о том, что радиоактивные вещества в здании обнаружены не были.
Характерно, что до этого практически все публикации в британских СМИ о смерти Березовского сопровождались фотографиями и/или упоминаниями Александра Литвиненко.
Британское издание The Telegraph уже в первом своем материале указало, что кончина олигарха «неизбежно вызовет вопросы о предумышленных действиях, поскольку г-н Березовский пережил несколько попыток покушений, включая взрыв бомбы, который убил его шофера». Речь идет о покушении на Бориса Березовского летом 1994 года в центре Москвы на ул. Новокузнецкой. В связи с упоминанием о прошлых покушениях The Telegraph напомнил также о дружбе Березовского с покойным Литвиненко и с эмиссаром чеченских сепаратистов Закаевым, который, по утверждению британского издания, тоже становился объектом покушений.
Таблоид Daily Mail материал о смерти Березовского озаглавил броско: «Российский магнат в изгнании, связанный с убитым шпионом, найден мертвым в своем особняке в Суррее». В феврале позапрошлого года та же Daily Mail сообщала о том, что полиция и эксперты по радиации проверяют информацию о неизвестной болезни Бориса Березовского. По данным таблоида, он на протяжении пары недель чувствовал себя плохо и летал в Израиль на медицинское обследование. Эксперты были вызваны для обследования особняка в графстве Суррей, а также других домов и офисов Березовского. Само собой, и тогда не обошлось без упоминания Литвиненко.
Как пишет The Sun, Березовский был одержим страхом за свою жизнь: «Он окружил себя телохранителями, которые часто были вооружены, когда он находился за границами Соединенного Королевства. В последние годы он не пользовался авиалиниями, а путешествовал только на частном самолете. Его страхи подогревались серией трагических кончин русских эмигрантов в Британии. В частности, его приятеля Александра Литвиненко. Бывший шпион 43 лет умер 7 лет назад после того, как выпил чаю с радиоактивным полонием в лондонском отеле. В прошлом году 44-летний Александр Перепеличный умер, выйдя из своего дом в Вейридже, Суррей, для пробежки». Несколько лет назад Перепеличный просил убежища в Британии после того, как дал показания против ряда московских бизнесменов. Всего несколько дней назад Би-би-си сообщило, что расследование, проведенное этой вещательной корпорацией показало, что незадолго до смерти Перепеличный прошел медицинскую проверку и никаких проблем со здоровьем у него обнаружено не было. Поначалу полиция рассматривала версию о смерти бизнесмена в результате естественных причин. И даже после двух проведенных патологоанатомических исследований специалисты не смогли определить причины смерти.
Депрессия и финансовые проблемы
Британские медиа широко цитируют споуксмена Березовского – лорда Тима Белла, который заявил, что олигарх в последние месяцы испытывал сильную депрессию и что одной из причин этого были его финансовые трудности.
Действительно, денежные проблемы преследовали Бориса Абрамовича в последнее время (не случайно в первые часы после известия о смерти Березовского многие высказывали предположение, что он мог покончить с собой). Одним из сильнейших ударов Березовский получил, проиграв летом прошлого года длительную судебную тяжбу, которую вел против своего бывшего партнера Романа Абрамовича. Британская Guardian указывает на то, что «смерть Березовского произошла всего через несколько месяцев после того, как он потерпел резонансное и личное поражение в суде против российского олигарха Романа Абрамовича (…). После того, как его обвинения (в адрес Абрамовича) были отклонены, ему было предписано Высоким судом оплатить Абрамовичу судебные издержки в размере 35 млн. фунтов».
В конце августа 2012 года судья Элизабет Глостер вынесла вердикт: "Я отклоняю иск господина Березовского в отношении "Сибнефти", а также "Русала". Оглашая решение, судья заявила, что доводы Березовского не были убедительными, а сам истец давал в ряде случаев заведомо ложные показания: "Проанализировав все материалы дела, я пришла к выводу, что господин Березовский является ненадежным свидетелем, считающим истину гибкой и переменчивой концепцией, которую можно менять в зависимости от своих сиюминутных целей".
Напомним, что Березовский обвинял Абрамовича в нарушении доверия и контрактов - в частности, в том, что в начале 2000-х Абрамович заставил его продать долю в компании "Сибнефть" за малую часть ее истинной стоимости, также в иске фигурировал "Русал". Общая сумма иска Березовского к Абрамовичу превышала $6 млрд. В свою очередь, Роман Абрамович утверждал, что Березовский никогда не владел долями в этих компаниях. По словам хозяина «Челси», выплаты, которые он делал в пользу Березовского, были платой за "политическую крышу". Слушания по существу продолжались с октября 2011 года до конца января 2012 года, вердикт же был вынесен в конце августа прошлого года.
Судья Глостер полностью отмела саму возможность того, что Березовскому и его партнеру Бадри Патаркацишвили принадлежали какие-то доли в “Сибнефти” и “Русале”. Покинув здание суда, Березовский заявил журналистам, что крайне удивлен вердиктом и сравнил Высокий суд в Лондоне с Басманным судом в Москве.
Сразу после вынесения вердикта, в СМИ появились предположения, что проигрыш фактически разорил Березовского, а британские юристы окрестили процесс между Абрамовичем и Березовским самым дорогим в истории (по оценкам, его участникам он обошелся не менее 100 млн фунтов).
В двадцатых числах января в прессе появилась информация о новых финансовых проблемах олигарха. Высокий суд Лондона отклонил просьбу Бориса Абрамовича о «конфиденциальности» его тяжбы с бывшей гражданской супругой Еленой Горбуновой, с которой Березовский расстался некоторое время назад. После разрыва Горбунова потребовала заморозить счета Березовского на 200 млн фунтов, поскольку обещанных ей и детям (у четы – двое совместных детей: дочь Арина и сын Глеб) денег он не выплачивал. Олигарх в свою очередь требовал от суда разблокировать счета, сообщали британские СМИ. Судебные заседания по этому делу проходили 14-18 января в закрытом режиме, что вызвало протест со стороны представителей масс-медиа. В итоге судья Джордж Манн вынужден был опубликовать свое решение, из которого, в частности, стало известно, что средства будут по-прежнему заморожены. В решении, вынесенном судьей Манном после предварительной стадии рассмотрения претензий к Борису Березовскому его гражданской жены было сказано: "Факты к настоящему моменту свидетельствуют, что под финансовым давлением господин Березовский имеет тенденцию обещать одни вещи в отношении определенных активов, а потом поступать иначе. Он обещает деньги, а потом либо все их тратит, либо делает это, уже пообещав их же, или их часть, кому-то другому". Претензии Горбуновой к Березовскому выражались, в частности, в том, что, по ее словам, она не получила своей доли (называлась сумма до 5 млн. фунтов) от продажи роскошного дома за 25 млн фунтов. Также речь велась и о намерении Березовского продать и два объекта на юге Франции, хотя ранее он обещал передать их в собственность Горбуновой.
А ранее в СМИ появились сообщения о том, что опальный олигарх в 2011 году заплатил своей жене Галине Бешаровой по итогам бракоразводного процесса, проходившего в лондонском суде, от 150 до 300 млн долларов.
Так что продажа на аукционе «Красного Ленина» несколько дней назад выглядела очень символичной и в то же время беспомощной. Она не смогла спасти Бориса Абрамовича ни от проблем, ни от смерти.