«Сейчас мы сосредоточили свои усилия вместе с партнерами из Еврокомиссии, - рассказал Анвар Азимов, - на скрупулезном выполнении известного документа, одобренного в 2011 году («Совместных шагов к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС» - «МК»). Еврокомиссия инициировала вопрос об обнародовании этого документа, потому что до этого он имел гриф «для служебного пользования». Хотя, откровенно говоря, там ничего секретного нет».
По словам дипломата, диалог с ЕС ведется по четырем блокам, которые включают особо важные темы, например, такие как: распространение терроризма, управление границами и предоставление убежища беженцам.
«Этот документ можно выполнять вечно, - говорит Азимов, - И мы призываем партнеров, чтобы они были более гибкими. В основном наших партнеров беспокоят миграционные потоки, хотя я всегда им говорю, что все, кто хотели покинуть нашу страну, уже уехали в 80-е и в 90-е. Иными словами, основной миграционный поток, по нашим данным, иссяк». По словам дипломата, европейские партнеры порой фокусируют свое внимание на самых «больных местах» России, хотя, безусловно, слабые стороны есть не только у нас, но и у ряда европейских государств. В связи с переговорами о безвизовом режиме, Россия и Евросоюз регулярно обмениваются экспортными миссиями, которые должны «проинспектировать» взаимную готовность к интеграции.
«У наших партнеров иногда возникает впечатление, что мы выступаем в роли просителей, - сетует Азимов. - Однако мы имеем свое лицо. Мы считаем, что по ряду технических параметров, Россия готова к тому, чтобы ввести безвизовый режим. Нас ситуация устраивает с точки зрения безопасности наших жителей и безопасности нашей страны».
В то же время, представитель внешнеполитического ведомства РФ констатирует, что вопрос безвизового режима между Россией и ЕС – это вопрос «политической воли». «Нас задевает, что Евросоюз уже имеет безвизовый режим с более чем 50 странами, в том числе с теми, у кого положение не лучше, чем у нас. Но сейчас дело – за политическим решением».
«Для нас достижение безвизового режима – основная задача, но не абсолютная, - признается дипломат. - Добьемся – хорошо. Не добьемся - будем созревать, но все, что мы делаем, – не идет в ущерб престижу России. В ряде европейских столиц противников введения безвизового режима нет. Просто есть государства, которые уже готовы к этому, и есть государства, которые хотят убедиться в готовности России. Введение безвизового режима – процесс обоюдовыгодный. Мы должны построить с ЕС единое пространство и достичь свободу передвижения».
Азимов также выразил надежду, что достичь взаимного согласия с ЕС, может быть, получится к концу 2014 года. «Неплохо бы было ввести безвизовый режим уже к началу Олимпиады в Сочи, однако это вряд ли получится. Об этом заявили сами представители ЕС. Но в конце 2014 года наши партнеры дозреют хотя бы политически».
Как известно, безвизовой диалог между РФ и ЕС начат в 2007 году, но до 2010 года, по словам Азимова, этот диалог имел одну цель – обменяться мнениями. Сейчас наступил «период испытаний». Как говорилось выше, в рамках данного вопроса не только ЕС инспектирует Россию, но и она сама отправляет в Европу так называемые экспортные миссии. «За прошедший период мы приняли 2 миссии экспорта, - говорит Азимов. - Каждая миссия имела порядка 40 встреч. Заключение наших партнеров было положительное. Оценка ЕС – 4 из 5 баллов. У нас есть, что показать, а Евросоюзу есть, чему поучиться у нас». Однако, несмотря на это, дипломат сказал, что у России есть слабые места, и сейчас идет «работа над ошибками».
Из досье «МК»: Безвизовый режим с Евросоюзом имеют США, Канада, Австралия, а также многие страны Латинской Америки и Азии. К этому списку относятся такие государства, как Бразилия, Аргентина, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Мексика, Никарагуа, Уругвай, Венесуэла и другие. Также туда входят Япония, Израиль, Малайзия и Южная Корея. Кстати, также без визы въехать в страны ЕС могут жители Сербии и Албании. Как отметил Анвар Азимов, сейчас у Европы есть и другие проблемы, помимо опасности российской миграции. По его словам, ЕС «страдает» от большого потока мигрантов с Балканского полуострова.