Внесенный от имени группы депутатов документ был принят Госдумой в первом чтении еще в январе 2013 года. Принят, несмотря на отрицательный отзыв правительства: в подписанном вице-премьером Владиславом Сурковым письме говорилось, что Кодекс об административных правонарушениях уже содержит наказание за изготовление и распространение средствами массовой информации продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а в перечне такой информации есть и «нецензурная брань». Кстати, в пояснительной записке к законопроекту авторы обосновывали необходимость появления в КоАП нового состава необходимостью защитить детей от вредного информационного воздействия...
И вот Комитет по конституционному законодательству рассмотрел поступившие поправки. Принятых оказалось немного. Попутно внесены изменения и в закон «О СМИ»: матерные слова в публикациях или передачах могут стать основанием для прекращения и приостановления деятельности СМИ. Достаточно получить «неоднократное в течение 12 месяцев» письменное предупреждение от регистрирующего органа, и этот орган (Роскомнадзор) получит право обратиться с иском в суд.
В остальном текст мало изменился. Значит, в статье 13.12 КоАП появится пункт, карающий штрафом в 2-3 тысячи рублей физических лиц, от 5 до 20 тысяч рублей - лиц должностных и от 20 до 200 тысяч рублей - лиц юридических. «С конфискацией предмета правонарушения» - видимо, тиража или видеозаписи.
А чтобы попытаться выйти из противоречия, обнаруженного правительством, сделана оговорка: этот новый пункт будет карать за нецензурную брань для всех, и взрослых тоже, а за нецензурную брань, вредную для детей кара наступит по другому, уже действующему пункту той же статьи... Любопытно, что наказания там абсолютно такие же, как и за нецензурную брань, рассчитанную на взрослых.
Выбор состава отдается на откуп составляющий протокол о правонарушении должностных лиц.
На заседании депутаты еще раз поспорили о целесообразности принятия законопроекта. Замглавы Комитета Сергей Иванов подтвердил, что ЛДПР голосовать «за» не будет, потому что к проекту «не представлен список нецензурной брани». Списка никогда такого и не было, ответил один из авторов, замглавы Комитета Дмитрий Вяткин («ЕР»): «Филологи утверждают, что для них не составляет труда дать суду экспертное заключение на сей счет, есть спецсловари ненормативной лексики». «Раньше брань служила причиной вызова на дуэль!» - дополнил аргументов «за» глава Комитета, Владимир Плигин («ЕР»).
«А фильм «Духless», в котором снялась Мария Кожевникова (депутат Госдумы от «ЕР» - «МК»), подпадает под действие этого закона?»- спросил вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР). «Он демонстрировался в кинотеатрах, но СМИ, если будут писать о нем или показывать его, должны будут исключить нецензурные слова»,- ответил г-н Вяткин. «Художественная литература не подпадает под действие закона», - добавил г-н Плигин.
«А как же трансляции футбольных матчей в прямом эфире и слова, которые иногда употребляют комментаторы?» - не отставал г-н Лебедев. «Да, Дальний Восток весь идет в прямом эфире», - признал наличие проблемы глава комитета. Ее решением, видимо, депутаты займутся как-нибудь потом.