На заседании расширенной коллегии Генпрокуратуры 5 марта Владимир Путин, как и сотрудникам ФСБ неделей ранее, поручил пресечь деятельность радикальных группировок, «вызывающе дерзко» набирающих сторонников в интернете и проводящих публичные акции. А также – обеспечить права сирот. Но главной задачей прокуратуры президент считает чистку правоохранительных органов.
Бороться с радикалами в интернете неделю назад Путин неделю назад уже поручал на аналогичной коллегии ФСБ. В Генпрокуратуре его призыв обрел более жесткие формулировки. «Они (радикальные группировки, которые действуют «вызывающе дерзко» - В.П.) проводят публичные акции, распространяют идеи в интернете, практически открыто вербуют сторонников, - сообщил Путин прокурорам. - Ваша прямая обязанность - предельно четко реагировать на попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды, пропаганды ксенофобии и шовинизма».
«Требую от прокуроров шире использовать полномочия для обращения в суд о признании экстремистскими организаций, осуществляющих пропаганду радикальных идей, и запрещение их деятельности на территории России, вести работу по закрытию интернет-сайтов, призывающих к такой противоправной деятельности», - тут же сориентировал своих сотрудников глава Генпрокуратуры Юрий Чайка. «Нужно не допускать двойных стандартов и предвзятости», - предупредил Путин.
Чайка тоже говорил о своего рода двойных стандартах – в том, что касается усыновления детей: «В органах опеки не всегда соблюдается принцип приоритетности российских граждан на усыновление. Сведения о детях в первую очередь предоставляются иностранцам». Он отметил отсутствие «полноценного контроля» за жизнью усыновленных российских детей за рубежом и высказался за введение «более жесткого контроля как за кандидатами в усыновители, так и за последующей судьбой усыновленного ребенка». Путин в проблему усыновления вдаваться не стал, велев только прокурорам внимательнее проверять, всем ли сиротам в России предоставляется жилье.
Впрочем, все это оказалось прологом к главной теме – борьбы с коррупцией. По словам президента, в прошлом году было возбуждено порядка 4,5 тысячи дел, связанных с коррупцией. И «профессиональная и жесткая» борьба с коррупционерами, причем в органах власти, по мнению Путина – «важнейший сегмент работы» прокуроров. Поскольку от того, «насколько эффективно ведется эта борьба, зависит доверие граждан к государственным структурам вообще и это проецируется на стабильность государства».
Причем избавляться от коррупционеров президент велел, в первую очередь, в рядах самой прокуратуры и правоохранительных органов. «МВД, ФСКН, Следственный комитет, прокуратура - это органы особые, - пояснил Путин. - но это массовые организации и в этих организациях работают самые разные люди, и здесь, как в капле воды, отражаются все проблемы нашего общества в целом».
«Не нужно по каждому случаю выявленных правонарушений в правоохранительных органах поднимать истерику, думать, что кто-то кого-то обижает, - проникновенным тоном продолжал глава государства. - Нужно реагировать на это профессионально: вовремя, жестко избавляться от этих людей, если кто-то совершил какой-то проступок, заниматься кадрами более настойчиво, все вычищать и двигаться дальше, не подвергая при этом никакому сомнению важность самих правоохранительных структур в системе государства».
«Не должно возникать растерянности, не должны опускаться руки, если в средствах массовой информации что-то появляется, - едва ли не уговаривал прокуроров президент. - Если что-то появляется - слава Богу, вовремя реагируете на это, значит здоровая организация».
Кстати, на заседании коллегии Чайка сообщил, что ему «становится грустно» от цифр. Которые, впрочем, можно отнести, скорее, не к коррупции, а к безалаберности: его подчиненные в прошлом году выявили более 5 миллионов (!) нарушений в деятельности органов следствия и дознания. Также в результате проверок отменено 1,7 тысячи незаконных приказов в системе исполнения наказаний, свыше 25 тысяч сотрудников уголовно-исполнительной системы привлечены к дисциплинарной и административной ответственности…