Авторы доклада считают, что правящая элита России объединена в аналог советского коллективного властного органа — Политбюро ЦК КПСС. Его главная задача — поддерживать межклановый баланс и не допустить войны между группами, которые конкурируют за ресурсы. Роль Владимира Путина в этом политбюро — это всего лишь роль арбитра. Но слово арбитра в конфликтных ситуациях до сих пор было и остается решающим.
В прошлой версии доклада, которая была опубликована а августе, говорилось, что помимо Путина в политбюро входят 8 человек, они перечислялись в следующем порядке: Игорь Сечин, Сергей Чемезов, Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Сергей Собянин, Сергей Иванов, Вячеслав Володин, Дмитрий Медведев. Называлось также 40 кандидатов в члены политбюро, в числе которых политики, бизнесмены и патриарх Кирилл.
К началу нового года многое изменилось. Для того чтобы погасить протестные настроения, Политбюро 2.0 использовало риторику внешней угрозы и антикоррупционную кампанию, и это привело к подвижкам во власти. Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро 2.0 корпорация силовиков. В число кандидатов в члены Политбюро вернулся глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков. Новый глава Минобороны Сергей Шойгу приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0, став, таким образом, его десятым членом. Руководители силовых министерств и ведомств, которые ранее входили в орбиты влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина и председателя правительства Дмитрия Медведева, теперь дистанцируются от своих бывших патронов. Выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса — это привело в число кандидатов в члены Политбюро 2.0. руководителей Верховного суда Вячеслава Лебедева и Высшего Арбитражного суда Антона Иванова.
Снижение рейтингов президента и премьер-министра формирует запрос на появление во власти «имиджевых паровозов». Помимо Сергея Шойгу, единственного из федеральных политиков, который демонстрирует рост доверия среди населения, на роль харизматиков с переменным успехом пытаются претендовать мэр Москвы Сергей Собянин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Авторы доклада отмечают, что успех «Единой России» на региональных и муниципальных выборах осени 2012 года был достигнут в условиях активного использования административного ресурса и относительно низкой явки. Поэтому возрастает влияние фигур, имеющих собственные политические проекты и дополнительные инструменты политического влияния (руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов, первый заместитель главы Администрации Президента Вячеслав Володин, глава ВТБ Андрей Костин, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов).
Формирование внутриэлитной коалиции (Сергей Чемезов, Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов), добившейся отставки министра обороны Анатолия Сердюкова (естественно, вышедшего в результате из состава Политбюро 2.0), проходило при активном участии председателя совета директоров ОАО «Газпром» Виктора Зубкова, вернувшегося, таким образом, в число кандидатов в члены Политбюро 2.0.
Стоит отметить низкое влияние на страну губернаторского корпуса. В число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только двое из действующих глав регионов — главы Татарстана Рустам Минниханов и Чечни Рамзан Кадыров. Ухудшились позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, на глазах превращающегося в «хромую утку».
Новым кандидатом в члены Политбюро 2.0 стал Юрий Трутнев, который чрезвычайно быстро нашел себе в рамках Госсовета новую нишу модератора региональных разногласий.
В числе кандидатов в Политбюро 2.0 от бизнеса произошло одно изменение. Андрей Костин был включен в список, чтобы обеспечить присутствие представителей всех четырех системообразующих банков: Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Россельхозбанка. Стоит отметить, что предправления ВЭБ Владимир Дмитриев не включен в список кандидатов, так как деятельность данного банка курируется лично Владимиром Путиным через первого вице-премьера Игоря Шувалова. Россельхозбанк возглавляет Дмитрий Патрушев — сын кандидата в члены Политбюро 2.0 от юридически-силового блока Николая Патрушева.
В остальном бизнес-блок Политбюро 2.0 демонстрирует стабильность. Значимых переделов собственности не намечается, место криминальных разборок заняли высокие лондонские суды, разбирающиеся с активами в офшорах.
Авторы доклада отвечают на вопрос, как менялся вес членов политбюро в последние месяцы. Дмитрий Медведев сохраняет первое место по объему ресурсов, но после ухода Анатолия Сердюкова утратил часть влияния на силовиков. На подъеме находится тандем главы администрации президента Сергея Иванова и главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, усиливший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры.
Занимающийся политическим менеджментом Кремля Вячеслав Володин в результате успеха на октябрьских выборах и постепенного затухания протестной активности также укрепил свои позиции. Новичок в Политбюро 2.0 Сергей Шойгу демонстрирует впечатляющий рост рейтинга, однако административное влияние в его предыдущих вотчинах (МЧС и Московская область) ограничено достаточно высокой самостоятельностью преемников. В частности, кадровая политика и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева говорит о том, что он сегодня находится в орбите влияния Геннадия Тимченко, а не Шойгу.
Тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука сохраняет устойчивые позиции в окружении Владимира Путина. Тем не менее примирение Тимченко и Игоря Сечина вряд ли продлится долго, учитывая системный характер разногласий между их компаниями.
Снижение влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина связано с изменением его статуса, влекущим за собой снижение административного и силового ресурса, а также с большим количеством конфликтов внутри отраслей, в которые он вовлечен.
Авторы доклада прогнозируют в ближайшее время множество конфликтов в Политбюро 2.0. Обострится конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии Игорем Сечиным и профильным вице-премьером Аркадием Дворковичем и напряжение между руководством Москвы и Московской области в процессе коррекции проекта «Большая Москва». Для Сергея Собянина дополнительные проблемы может создать ухудшение его отношений с Дмитрием Медведевым, вызванное слухами о возможном переходе мэра Москвы в кресло председателя правительства.
Высока вероятность новой атаки на руководство «Газпрома» с целью реорганизации компании. Позиции Алексея Миллера в последнее время ослабли в связи со «сланцевой революцией» и частичной потерей рынков сбыта российского газа. Поэтому может быть реанимирована активно продвигавшаяся ныне главой Сбербанка Германом Грефом идея о разделе «Газпрома» на транспортную и несколько добывающих компаний.
Формирование вокруг Владимира Путина Большого правительства (включающего в себя собственно правительство и Администрацию Президента) с дублирующимся функционалом и разнородным по профессионализму и клановому представительству составом привело, с одной стороны, к росту влияния лично президента, но, с другой стороны, к замедлению принятия стратегических решений и снижению их качества. Существует конфликт между аппаратом правительства и помощником президента Эльвирой Набиуллиной, между министрами и экс-министрами, перешедшими в Администрацию Президента (это наиболее заметно в Минсвязи, Минздраве и Минобрнауки).
Авторы доклада предполагают, что в течение года ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.