Почти достроенную дорогу Путин обкатывал в электропоезде «РА-2» (аббревиатуру железнодорожники в шутку расшифровывают как «рейсовый автобус). «Во время выступления в Гватемале я обещал, что не будет пробок», - обратился Путин к представителям Международного олимпийского комитета, сидевшим напротив него за столом совещаний в тесном вагоне.
Остальным президент напомнил, что во время мирового финансового кризиса МОК вовсе не настаивал на обязательном строительстве железной дороги, «но мы исходили из наших потребностей». Презентацию отстроенных 85% железных и автодорог с инфраструктурой продолжил глава РЖД Владимир Якунин. Который ни на минуту не давал собравшимся полюбоваться пейзажем в окне, не то, что расслабиться. МОКовцев заинтересовали сваи – Якунин заявил, что это не входит в тему его доклада. Проезжаем еще одну стройку – глава РЖД неохотно сообщает, что здесь будет самый современный вокзал, «я вам потом (на слайдах- В.П.) покажу». Экран, на который проектировались слайды, был, видимо, тоже должным образом вымуштрован. После финального слайда, он за главу РЖД сообщил: «Доклад окончен. Спасибо за внимание».
Якунин тем временем продолжал сообщать параметры стройки, которой «не было со времен БАМа»: с учетом Паралимпийских игр все строится с расчетом на людей с ограниченными возможностями, укрепили берег, восстановили поврежденные в ходе стройки пляжи и насыпали новые («Никаких нареканий от курортных объектов не было», - добавил при этом он). И чтоб уже вовсе не возникало никаких вопросов, связанных с экологией, посадили 47 тысяч деревьев и запустили в воду 230 тысяч мальков. «Рыбы», - зачем-то уточнил Якунин.
По «зеленым технологиям» даже строится вокзал в Адлере – тут предусмотрен сбор дождевой воды для полива, а 80% горячей воды будет обеспечиваться за счет солнечной энергии (соответствующими панелями собираются обшить крышу вокзала).
- Панели чьи? – уточнил производителя Путин.
- За рубежом заказывали, - отвечал глава РЖД.
- Почему? Наши ведь в Красноярске производят.
- Выходило дешевле, - смутился Якунин.
Видимо, еще и с учетом транспортировки. Из Красноярска на другой конец страны она явно бы обошлась дороже.
«Помню, когда Жан-Клод (Килли, глава Координационного комитета МОК по подготовке «Сочи-2014» – В.П.) впервые увидел, как разворачиваются работы, он сказал: «Теперь я вижу, как разворачивается вся мощь российского государства», - похвалил российские железные дороги за расторопность в олимпийском строительстве Путин.
Килли, как выяснилось, остался при прежнем мнении о России: «Это самое захватывающее путешествие на поезде, которое приходилось совершать. Сначала (когда представили планы олимпийской стройки – В.П.) нервничал – так много строить, такие обширные планы. Но вы действительно великая страна – вы все выполняете». Но ложку дегтя все же добавил: «Поскольку я в прошлом лыжник, то знаю, что три последних поворота – самые сложные. Поскольку лыжник думает, что все хорошо - трассу почти прошел, - и теряет бдительность. Это проблема самых великих лыжников. Не стоит терять бдительность сейчас. У вас говорят: «Одна ласточка весны не делает». «Ласточек» 48, но не стоит забывать о том, что дьявол в деталях. На этом слаломном спуске мы не хотим, чтобы на трех последних поворотах вы сошли с дистанции».
Поезд с VIP-пассажирами тем временем подъезжал к предпоследней олимпийской остановке – свежепостроенной станции «Эсто-Садок» перед «Красной поляной».
- Там у нас девушки выступают, прыгают с трамплина! – оживился вдруг глава оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко.
- Где, на вокзале? – усмехнулся Путин.
- Почти. Оттуда (с вокзала- В.П.) видно, там рядом.
Девушек, правда, с новой станции разглядеть было сложно. Разве что в бинокль.
Чернышенко тем временем рассказал, что прыжки с трамплина, включенные в олимпийские виды спорта, впервые проводятся на таком уровне в Сочи. «И впервые прыгают женщины, - добавил он. - Это им такой подарок на 8 марта».
Подарком на более близкий праздник – Новый год – уже для Путина, видимо, должны были стать три золотых медали, которые российские юниоры выиграли на Гран при по фигурному катанию-2012. Международный турнир проходил в этот момент на уже готовом олимпийском объекте – стадионе «Айсберг». Министр спорта Виталий Мутко отметил, что у российской команды хороший задел для Олимпиады, тем паче на Играх в Ванкувере удалось завоевать только три медали.
- Может, в Ванкувере специально занизили результат, чтоб потом раз – и вверх? – пошутил Путин.
- Как раскрываемость (повышается – В.П.): сначала спрятал, потом нашел… - поддержал шутку Мутко.
- Мне такая тактика знакома, - усмехнулся президент.
- Не, омоложение было сильным, - сообщил залог победы нынешней команды министр.
Путин, который решил своими глазами убедиться в способностях спортсменов, попал на Гран-при в не самый удачный момент для наших фигуристов. Дмитрий Соловьев, выступавший с произвольной программой вместе с Екатериной Бобровой не удержался на льду и упал, порвав брюки на голени. Докатав программу до конца, фигурист чуть не плакал, так что, поклонившись судьям, его партнерша даже обняла его, утешая. После выступления французских, канадских и американских фигуристов, пара опустилась со второго места на пятое. Зато у опередивших их иностранных пар как минимум один из тренеров был русским…
Впечатлениями от олимпийской стройки Путин интересовался и у звезд фигурного катания, которые также пришли посмотреть на соревнования. И продемонстрировал при этом недюжинные познания английского языка: Путин поправлял переводчика, когда тот переводил русскую речь на английский. Самому ему перевод не требовался.
Президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта, с восторгом говоривший о возрождении российского фигурного катания, все же пожаловался Путину – на пробки. «Скажите, россияне платят за бензин? Потому что все, похоже, за рулем» - экспрессивно обрисовал дорожную обстановку итальянец. «Платят», - разочаровал его Путин. И обещал, что к Олимпиаде с дорогами все будет в порядке.
Пока, правда, как выяснил «МК», зрителей соревнований возят на бесплатных автобусах от Адлера. Станция «Олимпийский парк» рядом со стадионом еще не построена. Президента, например, высадили из поезда на сколоченный на скорую руку дощатый перрон.
Чинкванта, правда, как и Килли в свое время, беспокоился о масштабах строительства – все ли успеют. Но, похлопав Килли по плечу, отметил, что именно тот заставляет его не волноваться. «Нe’s dictator!» («Он (тот еще) диктатор!») – засмеялся Путин.
Кстати, в вагоне поезда президент сообщил, для чего нужны Олимпийские игры: «Это праздник. В условиях, когда мир не может вылезти из мирового финансового кризиса, это позитивный сигнал не только для нашей страны, это сигнал, исходящий из нашей страны. Он направлен на то, чтобы поднять настроение и показать, что у нас не только проблемы, но есть и праздники. Российский народ заслужил, чтобы и на нашей улице был праздник».
Виктория Приходько,
Сочи-Адлер