Любая реформа имеет смысл, если она идет от головы. Реформа Сердюкова шла от кошелька. С самого начала от простых офицеров до членов Совета безопасности — никто не понимал: почему увольняют 200 генералов, а не 500 или 100, сухопутчиков сокращают в 11 раз, а моряков и летчиков в 2 раза, кто решил, что численность армии должна быть 1 миллион, а не 500—700—800 тысяч? И как возможно сначала отреформировать армию, а потом принять новую военную доктрину?
Бессмысленности происходящему добавляла суматоха: то армии нужны контрактники, то не нужны, то опять нужны, но другие. То увольняют офицеров, то набирают их же, так как сократили больше, чем нужно.
Легитимности реформе должны были придать выступления генералов. Их периодически выпускали на трибуну с одним и тем же докладом и картинками, где «яйцо Сердюкова» превращалось в пирамиду «нового облика» (так назвали самые известные диаграммы, показывающие количество офицеров ВС РФ. — Авт.).
Громче всех реформу отстаивал начальник Генштаба Николай Макаров. Меня всегда умиляло, как он трактовал ее цели и задачи. Главным пунктом (эти записи я храню для истории) он называл решение социальных проблем военнослужащих — выделение квартир, увеличение денежного довольствия — и уж потом переходил к боеготовности, будто реформировал не армию, а собес. И если генерала упрекали, что реформа идет по принципу — сначала ввяжемся в бой, а там будет видно, он отвечал: войска, дескать, находились в таком плачевном состоянии — это показала война с Грузией, — что надо ж было хоть что-то делать!
Аргумент, демонстрирующий всю мощь интеллекта нашего Генштаба — «мозга армии». Именно такой «мозг», видимо, и был нужен команде Сердюкова, чтобы оправдывать любые извилины коммерческой мысли.
Один высокопоставленный генерал как-то рассказывал, что к нему запросто мог зайти гражданский советник министра, бросить на стол документы и сказать: «Эти воинские части будут сокращены. А ты, наука, давай-ка, все это быстренько обоснуй с военной точки зрения».
Так обоснованием создания ОАО «Оборонсервис» (согласно указу Президента РФ от 15.09.2008 г. № 1359) стало «совершенствование деятельности организаций Минобороны РФ, сохранение и развитие их научного и производственного потенциала». И пока генералы трубили про «новый облик», «Оборонсервис» прощупывал «научный потенциал» с точки зрения продажи земли, на которой он расположен.
«Мы обязаны готовиться к войне»
Реальная наука реформаторам была не нужна и, как «непрофильный актив», подлежала сливу. В первую очередь это касалось самых лакомых кусков, таких как
— Это не так. Именно теперь, в свете современных войн, работы института еще более важны, — говорит бывший начальник
— Чтоб КП, откуда идет управление войсками, мог какое-то время продержаться после начала боевых действий?
— Конечно. Наша цель — обеспечить живучесть всех его систем при вибрации, затекании воздушных ударных волн, сейсмическом воздействии... Причем мы занимались живучестью систем управления в целом. Один КП — ничто, а вот их система — это уже кое-что.
— Объекты «нового облика», думаю, имеют малый процент живучести...
— Вы как журналист можете себе позволить такое предположение. Я — нет...
— Но сегодня вместо сотен аэродромов оставили несколько авиабаз, где самолеты стоят крыло к крылу. Части укрупняют, приближают к городам. В Генштабе говорят: так удобней их снабжать, а женам офицеров работать. Я интересовалась у генерала Макарова: в случае чего ведь одной высокоточной ракетой ба-бах — и нет авиабазы или воинской части в
— Думаю, именно вы как раз и правы. То, что они стараются сосредоточить массу объектов на одной территории, это, конечно, плохо. Всегда считались эффективными и выживали те виды вооруженных сил, которые были рассредоточены. Даже на одном аэродроме создавали зоны рассредоточения, чтобы одним ударом противник не мог уничтожить сразу все самолеты.
— Эти аксиомы ушли на задний план, на передний вышла «позиция кошелька»: будем базировать части так, как это дешевле.
— Да, но если думать о будущем, о стране, о государстве, не надеясь, что нас все любят и драки за ресурсы не будет, то можно подходить и так. Но это взгляд глубоко гражданского человека. Мы, военные, не имеем на него права. В силу нашей профессии мы обязаны готовиться к войне. За то нас и держат.
Городок будущего
Но держат у нас и тех, кто умеет чистую науку превратить в чистую прибыль. Для них
В подмосковной Балашихе, в 6 км от МКАД, — 45,48 га, (кадастровая стоимость 1 млрд 264 млн 739 тыс. 676 руб.). Плюс в Санкт-Петербурге — морской филиал на Гангутской, 1, — здание площадью 8 тыс. 473 кв. Полигон под Питером в поселке Песочное площадью 253,7 га — шикарное место под коттеджный поселок. И «Бычья голова» — полигон на берегу Финского залива — это еще порядка 600 га.
На этом полигоне раньше проводились испытания по воздействию воздушных ударных волн и сейсмики. Однажды там побывал министр Сердюков. Но испытания его не волновали. Военные говорят, он не скрывал, что на этом месте хочет построить дачу для
— Неужели реформаторы больше не востребовали вашу научную базу и потенциал? — спрашиваю бывших офицеров института. Те смеются:
— Да они даже не понимают, чем мы занимались. Когда еще Сердюков только пришел, нам закинули работу: обосновать реорганизацию обслуживающего персонала Генштаба. Помните, тогда кричали, что солдаты больше не будут мыть полы, а займутся исключительно боевой подготовкой? И вот мы представили заказчику расчет: обслуживание гражданскими лицами обойдется в 80 млн рублей ежегодно. Нам сказали: «Ребят, это мало. Надо сделать обоснование хотя бы миллионов на 150. Переделайте».
— Потом был еще «военный городок будущего» в Мулине, — смеется другой собеседник. — Когда нам выдавали техзадание, мы поняли: люди, которые пришли реформировать армию, ничего про нее не понимают. Они, например, говорят: «Зачем нужна комната для хранения оружия? Давайте поставим автоматы в казарме около каждой кровати». Мы — им: «А кто под это устав перепишет?» Они — нам: «Мы перепишем». Объясняем им: «Чтоб утвердить новый устав, нужен указ президента». Они: «Организуем». А потом говорят: «Давайте построим одну столовую на весь
Слив одобрил Сердюков
Военные говорят: если бы в Минобороны действительно делали реформу, то
Поначалу ОАО «26 ЦНИИ» не трогали. Но и заказов не давали. Ждали, когда загнется, чтоб обанкротить. Но институт не загнулся. Работал в интересах других силовых структур, главного управления спецпрограмм Президента РФ, были и коммерческие заказы. В «Оборонсервисе» засуетились. В июне 2010 года в Балашиху приехала г-жа Сметанова (теперь фигурантка дела «Оборонсервиса»), осмотрела территорию, после чего сверху посыпались директивы: ОАО
— Почему убыточны? — удивлялись в институте. — Каждый год выходим с прибылью, средняя зарплата — 51 000 рублей? Причем мы сами же предлагали реформаторам: заберите нашу землю, но институт оставьте — забор подвинем, и все. Даже инвестпроект по своей оптимизации разработали. При его реализации Минобороны получило бы прибыль миллиардов в 15, а институт бы сохранили.
Но 23 марта 2011 года министр Сердюков одобрил предложение руководителя департамента имущественных отношений Евгении Васильевой «о реорганизации субхолдинга ОАО „Оборонстрой“ (№ 141/3544 от 18.03.2011), результатом которой стала ликвидация всего военно-строительного комплекса в целом: проектных, строительных, эксплуатационных организаций, в том числе и
В распоряжении „МК“ имеется служебная записка г-на Пименова — управляющего директора сразу пяти(!) институтов, где он рапортует своему шефу и.о.гендиректора „Оборонстрой“ Владиславу Германовичу об успешном уничтожении подчиненных ему структур (подробней на сайте mk.ru). Пименов пишет: „Численность персонала на момент комплексных мероприятий по оптимизации персонала составляла в совокупности по институтам более 1200 чел. В настоящее время количество персонала составляет около 250 человек, ко второй половине июня должно остаться менее 100 человек...“ Записка датирована 17.05. 2012 года.
Своей земли не отдадим ни пяди
Все институты сливали по единой схеме: имущество — здания и технику — передали на баланс
Из всех институтов только
Со всеми филиалами был заключен договор аренды. Как говорят в
И все же чиновники недооценили военных. Еще в 2008 году, когда институты акционировали, все их имущество и земельные участки министр приказал закрепить за вновь созданными юрлицами — ОАО (так легче потом было ими распорядиться). На это отвели полгода. Но, имея Роскадастр, Регпалату и не имея финансирования (деньги на это шли из прибыли институтов), в сроки уложиться не получилось.
Тем более никто не спешил. Если б ОАО
Теперь оформить землю на ОАО «26 ЦНИИ» невозможно, так как это юрлицо 31 августа 2012 года ликвидировано. Его земля по закону перешла в ведение Российской Федерации. Это значит, смеются в бывшем
Однако есть и другие, куда более тревожные аспекты этой истории.
«Не
В декабре 2011 года произошло то, ради чего затевалась вся эта мутная возня. С благословения Анатолия Сердюкова
Уже в марте
Так что же получается? ОАО
Однако документы все же пришлось передать, когда в институт поступил приказ (№ 54 от 28.04.2012 г.) «О приеме носителей сведений, составляющих государственную тайну из ОАО »26 ЦНИИ" в «26 ЦНИИ — филиал 31 ГПИИС». Подчеркиваю: приказ датирован апрелем 2012 года, а в декабре
Конечно, как сказал наш президент, «у нас не
При таком бардаке в Минобороны, говорят военные, системы жизнеобеспечения даже самых важных спецобъектов могут легко попасть к потенциальному противнику. Если уже не попали. Имея схему и зная, где расположен, допустим, кабельный ввод, другое инженерное оборудование, можно запросто вывести любой объект из строя. Например, с помощью террориста или высокоточной ракеты, которая обрежет кабель в нужном месте. И тогда ядерная ракета не взлетит, подземный КП затопит водой, а ракетный комплекс превратится в металлолом. Такой же ненужный и бессмысленный, как наша последняя военная реформа.