Во вторник 13 ноября комитет по регламенту Палаты представителей утвердил этот «двухактный» билль и вынес его на рассмотрение полного состава палаты. Как ожидается, это произойдет до конца этой недели. Согласно прогнозам, Сенат также примет комбинированный законопроект до конца года. Что касается подписи президента, то и она тоже последует, ибо в стране, претендующей на роль главного поборника прав человека, глава государства не может не подписать правозащитный закон, даже если он ему не нравится. Обама неоднократно высказывал мнение, что поправка Джексона-Вэника 1974 года должна быть отменена сама по себе, без привязки к биллю Магнитского. Однако обе палаты Конгресса пришли к тому, что законопроект о предоставлении России постоянного нормального статуса в торговле (ПНСТ) с США должен включать в себя билль Магнитского — потому что отмена правозащитной поправки Джексона-Вэника должна быть компенсирована каким-то другим инструментом защиты прав человека в России.
Правда, сдвоенный билль все-таки больше экономический, чем правозащитный. Поясняя журналистам цель принятия этого закона, сотрудники аппарата Палаты представителей сделали акцент на том, что предоставление России ПНСТ позволит американским компаниям воспользоваться коммерческими выгодами от недавнего вступления России в ВТО. На протяжении всего года отмену поправки Джексона-Вэника активно лоббировали группы, представляющие американский бизнес; на прошлой неделе с призывом к Конгрессу как можно быстрее утвердить законопроект обратилась коалиция из 500 с лишним компаний и организаций. «Принятие этого закона, — говорится в специальном заявлении президента Круглого стола американского бизнеса Джона Энглера, — будет способствовать росту американского экспорта, развитию американской экономики и созданию в США рабочих мест».
За отмену поправки почти сорокалетней давности, которая служит тормозом двусторонней торговли США и РФ, и раньше выступало достаточное количество конгрессменов и сенаторов от обеих партий. Однако, соглашаясь с необходимостью ПНСТ для России в принципе, очень многие законодатели считали неправильным делать какие-то позитивные шаги в отношении России в свете поддержки ею режима Асада в Сирии, сотрудничества Москвы с агрессивными правителями Ирана и подавления оппозиции у себя дома. Сейчас в Конгрессе США образовалась критическая масса голосов в пользу того, чтобы отодвинуть все антикремлевские соображения на второй план ради того, чтобы обеспечить американским компаниям полноценный выход на емкий и перспективный российский рынок. Что, в общем-то, неудивительно: как-никак, на дворе трудные экономические времена, экономика США растет очень медленно, и в прогнозах многих экспертов на горизонте маячит второй виток рецессии.
Члены комитета по регламенту, обсуждая новый закон, подчеркивали наличие в его тексте таких механизмов, которые позволят американскому Конгрессу требовать от администрации Обамы отчета о том, как российская сторона соблюдает свои обязательства в отношении ВТО — в частности, это касается охраны прав интеллектуальной собственности. Некоторые законодатели, выступившие в ходе слушаний, также выразили озабоченность по поводу российского «капитализма для своих» и широко распространенной коррупции.
И все же экономические надежды перевесили политические опасения. Важность российского рынка с его более чем 140 миллионами потребителей подчеркнул председатель комитета по регламенту, республиканец из Калифорнии Дэвид Драйер. Конгрессмен-республиканец из Техаса Питер Сешенс указал, что отмена поправки Джексона-Вэника позволит США удвоить свой экспорт в Россию в течение пяти лет. «Это будет содействовать не только созданию рабочих мест в Америке, — отметил конгрессмен, — но и улучшению взаимопонимания между народами. Мой штат, Техас, в 2011 году экспортировал товаров в Россию на сумму 1,6 млрд. долларов, что обеспечило прямую поддержку 4100 рабочих мест».
Выступивший после него демократ из Мичигана Сэнди Левин, который возглавляет демократическую фракцию в комитете Палаты представителей по бюджетным ассигнованиям, подчеркнул, что «одна только торговля не способна привести к изменениям в обществе, и именно поэтому в законопроект включен билль Магнитского: мы должны оказывать давление с целью продвижения демократии» — имеется в виду в России.
Билль дает полномочия администрации подвергать санкциям не только тех, кто был причастен к делу Магнитского, но и любых нарушителей прав человека в России. Он также предусматривает, что Конгресс может предлагать кандидатов в «список Магнитского». Но хотя цель этого списка — вытягивать антидемократических нарушителей «за ушко да на солнышко», новый закон даст право президенту США не называть по имени определенных фигурантов, если президент посчитает, что так лучше с точки зрения национальных интересов США.
В Сенате циркулировала расширенная версия законопроекта, в которую заложены санкции против нарушителей прав человека повсюду в мире, а не только в России. Но аппаратчики Конгресса говорят, что Сенат примирится с чисто российской версией Палаты представителей.
Илья БАРАНИКАС, собкор «МК», Нью-Йорк