Скандально известного «подслушивателя президента Кучмы» доставили на улицу Смирнова-Ласточкина, к неудовольствию собравшихся журналистов, с полуторачасовым опозданием. Как уже писал «МК», 24 октября экс-майора задержали в аэропорту «Борисполь» сотрудники Службы безопасности Украины совместно с Государственной пограничной службой Украины. Против него расследуется уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 328 ч. 2 («разглашение государственной тайны»), ст. 358 ч. 1 («подделка документов») и ст. 365 ч. 3 («превышение служебных полномочий») Уголовного кодекса Украины.
Судя по самоуверенному поведению в зале суда, фигурант вышеперечисленных дел знаком со сценарием, написанным для него украинскими чекистами. На вопрос судьи Трубникова, не применялись ли к задержанному незаконные методы выбивания показаний, Мельниченко ответил по-одесски. То есть вопросом на вопрос: «На мене давили?!».
В его изложении возвращение на родину, где правоохранители объявили о готовности лишить его свободы уже у трапа, выглядит обдуманным и взвешенным: «...21 октября в США получил информацию о готовящемся покушении и принял решение купить билеты в Украину, сообщив лишь адвокату. Я вернулся по собственному желанию, чтобы провести все следственные действия, пройти все судебные процессы для установления истины. Я не намерен ни в коем случае покидать Украину», — сказал Мельниченко, выступая в суде.
Поясняя свое удивительное возвращение, он также сказал: «Знаете ли, сработал инстинкт самосохранения. В Украине больше шансов выжить. Я стал еще более небезопасным для сильных мира сего. А потому хочу переложить ответственность в случае чего на украинское правительство. Могло быть таким образом: Мельниченко идет где-то по улице в Нью-Йорке, и там очередной террорист берет и расстреливает толпу. И ай-яй-яй: среди них Мельниченко. Второй вариант — это инсульт или инфаркт».
СБУ и украинская прокуратура настаивали на аресте бывшего офицера УДО. Адвокат Николай Недилько ходатайствовал о подписке о невыезде. Дескать, если его подзащитного решат взять под стражу, это будет использоваться с целью давления на Мельниченко, в том числе по уголовному делу как против самого Мельниченко, так и по другим уголовным делам. Г-н Недилько добавил, что в случае взятия с Мельниченко подписки о невыезде он будет просить правоохранительные органы предоставить ему охрану для его безопасности.
В этой мутной истории, получившей бурное развитие именно за четыре дня до выборов в украинский парламент, настораживают несколько деталей. С какой стати человек, зная об уже выписанном ордере на собственный арест, решает презреть опасность для жизни и броситься в недружественные объятия украинских правоохранителей?
В лагере оппозиции не верят в версию насчет якобы готовящегося покушения на жизнь Мельниченко. Там подозревают, что горе-разоблачитель принял условия первого замгенпрокурора Украины Рената Кузьмина и в канун парламентских выборов публично подтвердит навязываемую обществу версию насчет причастности экс-премьер-министра Юлии Тимошенко к расстрелу влиятельного донбасского мультимиллионера Евгения Щербаня. Дерзкий теракт помимо Тимошенко могут заодно «записать» и на ее покровителя — экс-премьер-министра Павла Лазаренко. На днях стало известно: Павел Иванович в следующем месяце намерен вернуться в Украину из США, потому как американское правосудие вопросов к нему больше не имеет.