По мнению председателя правления фонда Константина Костина, явка 14 октября была хоть и низкой, но не катастрофической на мировом фоне. Скажем, на выборы мэра Лондона народу приходит еще меньше. А последняя кампания в американской западной Вирджинии собрала и вовсе 24% избирателей.
От лица победителей выборов слово взял зампред генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков. Он признал, что власть не стремилась разогреть явку: «Власть не будет приводить протестного избирателя на участок за руку. Она привела своего избирателя, а оппозиция своего не мобилизовала. Плохому политику явка мешает».
«Невозможно выиграть выборы, в которых не участвуешь, - подметил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Вместо того, чтобы активно готовиться к выборам 14 октября, оппозиция затеяла подготовку к выбором своего оргкомитета (которые состоятся в эти выходные, - авт.). Вожди оппозиции не видели шансов на победу и сделали упор на то, чтобы обесценить победу оппонентов — вообще не стали бороться».
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев поведал о том, как народ относится к выбором на примере свой беседы с таксистом во Владивостоке. Таксист сказал: «Если бы выборы хоть что-то решали — их бы уже давно запретили. Я на выборы не пойду, я в этом не участвую. А вот если начнется революция — буду в ней участвовать».
Алексей Чеснаков предположил, что явка на выборы будущего года может оказаться еще ниже. Если в той кампании будет участвовать 40-50 партий — избиратель окончательно запутается и у него станет еще меньше мотивов приходить на участок. И придет только традиционный электорат «Единой России».
Чтобы увеличить число избирателей, Чеснаков предлагает разрешить голосование через Интернет. Это уже сделали в Эстонии, и 10% избирателей участвовали в волеизъявлении, не отходя от компьютера.