На пресс-конференции присутствовали четверо: Алексей Митрофанов, Леонид Левин, Николай Лакутин, Игорь Зотов. «Джамал (Гасанов. — „МК“) привет передает, он с нами тоже», — объяснил Алексей Митрофанов. Игорь Зотов зимой объявил, что намерен воссоздавать свою Партию пенсионеров, а на президентских выборах поддержал Владимира Путина, хотя у «СР», если кто помнит, был свой кандидат — Сергей Миронов.
Зотова перестали пускать на заседания фракции «СР» еще до 8 мая — дня голосования по кандидатуре Медведева, которого Путин предложил на пост премьера. Остальные четверо были исключены из фракции после того, как нажали кнопку «за» вопреки решению солидарно голосовать «против». Но так как и закон о статусе депутата, и думский регламент не предусматривают такого явления, как независимый депутат, а добровольный выход из фракции карается лишением мандата, все «исключенцы» по-прежнему считаются членами фракции «СР». При этом г-да Зотов, Лакутин, Митрофанов и Гасанов по всем принципиальным политическим вопросам голосовали, как единороссы, а Леонид Левин — как оппозиционный справоросс...
Кстати, именно политтехнолога Леонида Левина члены группы избрали своим руководителем. «Я был заинтересован вернуться во фракцию, но предложений так и не дождался», — пояснил он. На вопрос «МК», проявлял ли он сам инициативу, г-н Левин сказал: «Диалог был, я задал вопрос о том, какова ситуация, но мне сказали, что еще не время»... Ждать больше он не хочет: «Возможно, мальчика и надо поставить в угол за то, что не слушается, но не может же он стоять в углу вечно!». Означает ли это, что теперь и Левин будет по всем резонансным вопросам голосовать, как единоросс? «Мы будем советоваться и стараться принимать совместные решения», — заявил лидер группы, напомнив, что сейчас наступил «прагматический период в политике».
Члены группы утверждают, что лишены возможности «полнокровно работать» депутатами: не могут выступать в часе заявлений от имени фракции, участвовать во встречах членов фракции с министрами и другими представителями исполнительной власти, выражать позицию фракции по законопроектам. «Мы будем просить, чтобы прописали нашу ситуацию как-то в регламенте. Если нельзя — будем просить другие фракции, чтобы выступать по их квоте, но пока готовность дать нам время выразил лишь Владимир Жириновский», — объяснил г-н Митрофанов.
Впрочем, считать Митрофанова и Лакутина пострадавшей стороной в конфликте с фракцией трудно: Лакутина после того самого голосования «по Медведеву» думское большинство сделало членом Национального банковского совета по думской квоте, а Митрофанова — главой нового Комитета по информполитике.
«Может быть, кто-то воспримет создание этого объединения как несерьезную игру, но мы постараемся доказать, что это не так», — сказал г-н Левин. А г-н Митрофанов продолжил: «Ясное дело, мы становимся центром притяжения для всех отлученных и изгнанных»...
В Госдуме стать таким центром группа едва ли сможет — закон и регламент Думы такие ситуации делают невозможными. Разве что «СР» будет одного за другим как бы «исключать» из своих рядов депутатов, при этом они формально останутся в ее рядах, но станут считать себя «независимыми и свободными»... Видимо, расчет делается именно на это. «Каждому в душу не влезешь, а болезненные точки есть у всех, особенно если применять методы шантажа, которые давно уже активно используются против наших активистов в регионах», — сказал «МК» вице-спикер Николай Левичев («СР»).