По сообщениям пресс-службы Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики, в период с 9 по 15 сентября на линии соприкосновения в Карабахе было зафиксировано порядка 300 случаев нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана. То есть по армянским позициям велась стрельба, что квалифицируется Армией обороны НКР как «действия наступательного характера». Эти действия, разумеется, не остались без ответа. Для тех, кто хорошо знаком с ситуацией в Карабахе, очевидно, что налицо серьезное обострение: долгие годы на линии соприкосновения было относительно спокойно. А тут еще и разговоры о возможном признании Карабаха со стороны Армении (в армянский парламент внесен соответствующий законопроект). В пятницу армяне митинговали в центре Москвы, что вызвало совершенно беспрецедентные угрозы и оскорбления на азербайджанских сайтах («Сегодня центр Москвы может обагриться кровью армянских провокаторов» — это цитата).
Если бы митингующие, например, сожгли флаг Азербайджана, армяно-азербайджанские столкновения в центре Москвы вполне могли стать реальностью. В России обе диаспоры достаточно многочисленны. Вся эта буря поднялась из-за азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, который в Будапеште зарубил топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна, вместе с которым изучал английский язык на курсах НАТО. В Венгрии Сафаров был приговорен к пожизненному заключению, однако, отсидев 8,5 года, был экстрадирован в Азербайджан и тут же помилован. Венгрия обвиняет Азербайджан в нарушении достигнутых ранее договоренностей, согласно которым Сафаров должен был продолжить отбывать срок на родине, а право досрочного освобождения могло быть предоставлено ему только через 25 лет с начала заключения. Депутаты Европарламента «выражают сожаление» и опасаются, что это может поставить под угрозу «все процессы по мирному урегулированию». Но Баку, похоже, все по барабану: официальный представитель азербайджанского МИД Эльман Абдуллаев заявляет, что «Азербайджан при принятии решения об освобождении офицера Рамиля Сафарова действовал в соответствии с международными нормами», а резолюция Европарламента «политизирована и не учитывает сути вопроса» и является результатом усилий армянского лобби.
Не исключено, что Баку чувствует себя так уверенно, потому что сегодня как никогда его поддержка нужна Вашингтону в свете обострения иранской проблемы. Известно, что в Иране живет немало этнических азербайджанцев — так называемый «Южный Азербайджан» может сыграть роль иракского Курдистана, который существенно облегчил США задачу свержения Саддама Хусейна. Для нас война с Ираном означает не только нестабильность на южных рубежах и поток беженцев, который хлынет на нашу территорию. Если Азербайджан воспользуется ситуацией и нападет на Армению, Россия будет вынуждена действовать в соответствии с договором о коллективной безопасности, участником которого является Ереван. В каких конкретно формах и к чему это приведет, сказать пока трудно, но понятно, что американцам наша
Армения — стратегический союзник РФ, но отношения с Азербайджаном тоже очень важны. Поэтому новая война в Карабахе поставит Москву в очень сложное положение — и надо сделать все возможное, чтобы ее не допустить.