Республиканский кандидат Митт Ромни, «ловя миг удачи», выступил с заявлением, в котором обвинил президента Барака Обаму в «извинениях» перед террористами, и охарактеризовал его действия как «позорные». Такого наскока на президента США с партийных позиций в момент международного кризиса на моем веку еще не было, да и вряд ли было раньше. Обычно в подобных случаях американцы смыкают ряды, независимо от партийной принадлежности, и поддерживают своего президента.
Избирательный штаб Обамы немедленно отреагировал на выпад Ромни: «Мы шокированы тем, что в момент, когда Соединенные Штаты столкнулись с трагической смертью наших дипломатов в Ливии, Ромни решил предпринять политическую атаку». Затем за Ромни взялся сам Обама. Он сказал, что для Ромни характерна тенденция «сначала стрелять, а затем целиться». Президенты, добавил Обама, не имеют права так поступать. На вопрос, считает ли он выпад Ромни «безответственным», Обама ответил: «Я предоставляю американскому народу право самому вынести свое мнение об этом». За президентом последовали госсекретарь Клинтон и председатель сенатского комитета по иностранным делам Джон Керри. Он сказал: «Комментарии Ромни настолько неприемлемы, что я никогда не слышал ничего подобного в аналогичной ситуации. Они демонстрируют бесчувственность и отсутствие способности оценки момента».
Лагерь Ромни приступил к действиям, именуемым в американском политическом словаре «контролирование ущерба». Однако округление некоторых формулировок не меняет их смысла. Эскалация противостояния продолжается. Ромни в пылу полемики по сути дела не отмежевался от злополучного антиисламского фильма, оскорбляющего пророка Мухаммеда и спровоцировавшего теракт. Вице-президент Джо Байден, ведущий предвыборную кампанию в штате Огайо, воздал должное убитому послу Стивенсу, назвав его «прекрасным и смелым человеком». Что касается политики Ромни, то Байден сравнил ее с претцелем (нечто вроде кренделя), закрученным вопреки логике и фактам. Республиканский кандидат в вице-президенты Пол Райан, агитирующий в Висконсине, обвинил администрацию Обамы в том, что она «проецирует слабость Америки на заграницу». После минуты молчания по погибшим дипломатам он обрушил многоминутную критику на внешнюю политику Белого дома. И тем не менее реакция Райана была мягче реакции Ромни — он не обвинял в случившемся лично Обаму и даже не упомянул его имени. Райан «заклеймил» сокращение бюджета Пентагона на $500 млрд, «забыв», что сам проголосовал за него.
Обама, перед тем как отправиться агитировать в Лас-Вегас, штат Невада, отдал приказ приспустить флаги в память о погибших. Он позвонил по телефону родителям убитого посла Стивенса и выразил им свое глубокое соболезнование. А вот сенатор-республиканец Бак Маккейн обвинил президента в том, что он своими «уступками и извинениями» лишь провоцирует «арабскую толпу» на более дерзкие выступления.
Убийство американских дипломатов в Бенгази и штурм посольства в Каире, закончившийся срывом звездно-полосатого флага, совпали с
До последней трагедии внешняя политика занимала замыкающее место в президентской гонке, значительно уступая экономике и социальным проблемам. Сейчас она оказалась на первом плане. В начале этой недели Обама первенствовал в этой области: Обама — 54%, Ромни — 42%. Как отразятся трагические события на этом раскладе, еще рано судить...
МЕЖДУ ТЕМ
В Каире протестующие вновь попытались прорваться в посольство США, но египетская полиция выстрелами в воздух и слезоточивым газом разогнала участников акции, орудовавших камнями и бутылками с зажигательной смесью. В столице Йемена Сане также прошла акция, участники которой ворвались на территорию американского посольства.
Миннеаполис.