Я помню, как познакомился с Айфоном. Пишу это название предмета как имя, потому что знакомство было как с человеком.
Когда появился первый айфон, он был жутко дорогой. А у меня уже была вполне привычная звонилка, и тратить деньги на какое-то излишество я не считал нужным. Айфон был у моего друга, он все уговаривал меня его купить, а я отказывался и говорил, что телефон у меня уже есть. А он отвечал, что это не телефон, что это нечто другое. И что если айфон побудет у меня в руке хотя бы полчаса, то останется навсегда.
Ну и, конечно, в один прекрасный день айфон оказался в моей руке. И там он все эти годы.
Видимо, когда-то об айфоне напишут большую толстую книгу, и пытливый автор объяснит, почему это устройство, состоящее из звонилки и возможности ходить по Интернету превратилось в культ. И что этот культ расширился до айподов и айпэдов и весьма уважаемые прочие фирмы воруют находки «Эппл».
Но дело сейчас не в самом айфоне, а в том, к каким последствиям привело его появление.
Так вот, накануне презентации новой модели стало известно, что с октября по декабрь только в США, видимо, будет продано около 8 млн iPhone 5, так считают аналитики JPMorgan. И если учесть, что ожидаемая средняя цена новинки составит около $600 за штуку без скидки и что импорт принесет еще $200 на каждый смартфон, то в следующем квартале продажи iPhone могут увеличить ВВП США на $3,2 млрд в квартальном измерении, или на $12,8 млрд — в годовом. Эта сумма эквивалентна повышению ВВП на 0,33%, при том что банк прогнозирует рост американской экономики на 2% в 2012 г.
И когда все это читаешь, то оторопь берет.
Как это так?
Каким образом дело, начатое Стивом Джобсом чуть ли не в гараже, выросло до такого монстра, дарящего экономике США такие цифры ВВП и такие суммы, отдаваемые в качестве налогов?
Как обычная фирма выросла до законодателя не только технологической моды, но и моды дизайнерской и даже эстетической — ведь мир, формируемый «Эппл», уже формирует твою жизнь — ты просчитываешь свои возможности сквозь их устройства.
Это только мы с вами крутим в руках всякие эппловские мелочи, а сколько можно сказать про их «штучки» для профессионалов? Издательства работают на технике «Мак», дизайнеры рисуют будущее на их мониторах и в их программах, а художники просто картины теперь пишут, глядя на их экраны, потрясающие своей цветовой красотой и совершенством.
Откуда это всё?!
Ответ прост, и он страшен для моей собственной страны.
Есть в России умы? Есть!
Но эти умы бегут на Запад и своей головой делают их айфон, их самолеты, их компьютеры, их науку и все прочее американское, чем мы восхищаемся.
Есть у моих сограждан желание работать?
Есть, и еще какое! Приехав на Запад, они впрягаются в пять работ одновременно, чтобы вытащить семью, поставить на ноги детей, купить дом.
Но ведь это вроде бы возможно и у нас?..
Хватит, давайте не врать хотя бы самим себе!
У покойного Джобса была только одна мысль в голове — как сделать свой продукт таким, чтобы... Короче, он его таковым сделал!
Он не думал, что «за ним придут», его голову не занимала мысль, что он стал «слишком большим» и Белый дом (вашингтонский) будет опасаться, что он захочет пойти во власть.
Президенты не посылали ему «доктора», власть не обрушивала его капитализацию, ибо обрушить ее мог только он своим неудачным продуктом.
Я думаю, что Джобс не всегда помнил, кто там у них сидит в Белом доме, ибо он знал, что «власть для него, а не он для власти».
Он устанавливал за свои «штучки» наглую цену, он мучил фанатов тайной нового продукта.
Он делал что хотел.
Но его «надкусанное яблоко» подарило человечеству новый мир, и люди покупают его совершенные устройства, потому что они помогают им самим совершенствоваться и реализовать себя.
Все это случилось, потому что у них было главное.
Свобода!
Подтвердилось, что если ты свободен, а государство не мучает тебя и установило четкие правила игры, то ты можешь совершить немыслимое: на каких-то штучках-дрючках стать компанией с высшей капитализацией и принести своей стране деньги, соизмеримые с нефтяными и газовыми.
А отсюда, подавляя злость, задаются простые вопросы:
Почему этого нет у нас?
Кто эти упыри, которые обсели страну, не дают развиваться бизнесу и позволили увеличить коррупцию до невиданных масштабов?
Почему за прошедший год, согласно итоговому рейтингу стран в отчете по глобальной конкурентоспособности
Вдумайтесь, выше нас Иордания; на
Хорошее соседство, да?
Почему они делают пятый айфон, а у нас по зомбоящику идет все та же тупая пропаганда, что во всем виноват Березовский, который покрывал «Пусси Райот», и наш славный лидер летает в небесах со стерхами.
И вот этот новый пятый айфон, который мы будем спешно везти из-за бугра, не столько тешит мир своими новыми возможностями, сколько задает вопрос нам с вами: и сколько мы еще будем терпеть эти тормоза?
Сколько мы будем слушать патриотические сказки, в то время как молодежь держит в руках айфон и хочет уехать туда, где его создают.
Сколько мы будем слушать сказки этой убогой власти, что сделать нормальные самолеты, автомобили и ракетоносители нам мешает давно умерший Ельцин, Навальный и митинг 15 сентября, Гудков в Думе, Госдеп с его «иностранными агентами». И, конечно же, какие-то тайные гады, которые ополчились против РПЦ и суверенной российской веры?
Да, и я забыл главное — нам мешает Европа с ее кризисом!
Но почему этот кризис не помешал той же «Эппл» сделать ее новый айфон?
И сколько уже даже не лет, а десятилетий можно делать идиотами собственных граждан?!
Мой друг, который показал мне тот самый первый айфон, был абсолютно прав — это не телефон, это нечто гораздо большее.
Кроме всяких привычных и новых функций у него есть еще одна. И она срабатывает сразу, даже не надо нажимать какие-то кнопки.
Новый айфон — это окончательный и бесповоротный приговор российской власти, которая, если цены на нефть и газ рухнут, бросит своих граждан на произвол судьбы, потому что в стране просто не будет денег.
Хорошо бы, чтобы эта кнопка определения беспомощности нашей власти действительно появилась в новом айфоне.
Думаю, появится.
Ее изобретут наши новые эмигранты, которые сейчас бегут в Америку.
Работать на «Эппл».