За последние пять лет финансирование нашей космической отрасли было увеличено втрое, напомнил Медведев, открывая совещание. Тем не менее за последние полтора года случилось шесть аварийных запусков спутников. «Это никуда не годится, что бы ни приводили в качестве аргументов, даже уважительных, — жестко добавил премьер. — Ни в одной уважающей себя космической державе такого никогда не было».
Срывы запусков, сослался Медведев на оценки экспертов, были «связаны с недостаточным контролем качества и степени ответственности людей». Однако он добавил, что «необходимые на данный момент кадровые решения приняты уже». Напомню, после провала запуска спутников связи «Экспресс-МД2» и Telkom 3 в начале августа в отставку отправился гендиректор Космического центра имени Хруничева Владимир Нестеров. Правда, глава Роскосмоса Владимир Поповкин позже сообщал, что Нестеров «не будет потерян для отрасли». Вслед за Нестеровым были уволены гендиректор по качеству и главный технолог омского филиала центра Хруничева, на котором изготовили комплектующие для разгонного блока «Бриз-М», проблемы в котором стали причиной аварии со спутниками.
Правда, после резкого пассажа в адрес самого главы Роскосмоса сложилось ощущение, что точка в кадровом вопросе еще не поставлена.
— Предложения по персональной ответственности, которые вы мне представили — я их сам и формулировал. Я хочу понять, то, что вы доложили, этого достаточно, чтобы вывести отрасль на новый уровень? — высказался премьер после доклада Поповкина о том, как с конца прошлого года строилась система контроля качества в отрасли.
— Требуется изменение системы управления отраслью. Потом, численность Роскосмоса всего двести человек, такой численности для управления более чем 100 предприятиями отрасли недостаточно, — отвечал тот.
— То есть если численность будет 400, проблем с качеством не будет? — недоверчиво переспросил Медведев.
— Да, это позволит более детально прорабатывать вопросы, связанные с качеством продукции. Думаю, проблем не будет.
— Изделия собираются не Роскосмосом, а предприятиями, поэтому качество должно отслеживаться предприятиями, — не согласился с аргументами глава правительства.
Отслеживать качество у предприятий появится прямой стимул. По мнению Медведева, за некачественную продукцию, из-за которой падают спутники, должен нести финансовую ответственность весь коллектив предприятия: «Юридическим языком, речь идет об имущественной ответственности юридического лица».
Напомню, чуть больше недели назад на заседании Совета безопасности была создана межведомственная рабочая группа, которая должна выработать меры персональной ответственности за срыв гособоронзаказа, в том числе — в космической отрасли. Тогда же Владимир Путин связал неудачи со спутниками с недостатками структурной организации самой отрасли. Реструктуризация отрасли не была основной темой совещания у Медведева, однако он предложил участникам изложить свои соображения и по этому поводу. Но уже в закрытой для прессы части.