Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран — участниц СНГ (БКБОП) оказалось в непростой ситуации.
Как прокомментировал эту ситуацию руководитель пресс-службы Исполнительного комитета СНГ в Москве Владимир Никаноров, армянская сторона не сочла возможным принять участие в заседании и передала соответствующему российскому ведомству право выступить от имени МВД Армении. Вопрос же о передаче полномочий председательствующего, по словам собеседника, решается непосредственно на заседании.
Еще одной «пострадавшей» в данном конфликте структурой является НАТО. В среду в Ереван намеревается прибыть генсек альянса Андерс Фог Расмуссен. И уже понятно, что основной темой общения с президентом Саргсяном станет поведение страны — участницы НАТО Венгрии. Не стоит забывать, что сам факт зверского убийства произошел на учебных курсах альянса в рамках программы «Партнерство во имя мира» в Будапеште. Венгрию тогда очень огорчило, что злодейский поступок Сафарова бросил пятно не только на страну, но и на структуры НАТО, которые не смогли обеспечить безопасность участников партнерской программы. Теперь пятно разрослось до неприличных размеров, поскольку страна НАТО фактически содействовала освобождению убийцы. К тому же армянская сторона сообщает, что активное участие в переговорах между Азербайджаном и Венгрией об экстрадиции Сафарова принимала Турция — еще одна натовская страна. Это уже говорит о том, что внутри блока образуются какие-то свои подблоки с узкими геополитическими интересами, что для имиджа НАТО не слишком хорошо.
Что уж говорить о том, что возможное участие Турции в экстрадиции явно не пойдет на пользу и без того сложным армяно-турецким отношениям. Глава МИД Армении, например, уже заявил во вторник, что участие Турции в переговорном процессе по Нагорному Карабаху — невозможно. Как, впрочем, невозможны сейчас переговоры по данному вопросу вообще.
Поступок Венгрии осложняет и отношения Армении с ЕС. Армянские политики уже высказали недовольство по поводу того, что европейские структуры не отреагировали должным образом на случившееся. С момента «героического» возвращения Сафарова на родину прошло почти пять дней, а негативную оценку происходящему дали лишь США, Россия и Франция. Сама Венгрия, правда, тоже заявила протест послу Азербайджана, заявив, что Баку их попросту обманул. Во время переговоров об экстрадиции речь шла о том, что Сафаров, приговоренный к пожизненному заключению, по прибытии в Азербайджан будет помещен в тюрьму. Как уверяет МИД Венгрии, то, что Сафаров не просто окажется на свободе, но еще и получит новую квартиру, звание майора и новую должность в вооруженных силах Азербайджана, для них стало шоком. Однако эти «сожаления» — лишь показатель профессионализма внешнеполитического ведомства страны. При должном изучении вопроса можно было догадаться, что азербайджанские власти вряд ли отправят за решетку человека, которого предлагали сделать «героем Азербайджана».
Как бы то ни было, своей безответственностью Венгрия, по сути, поставила закавказский регион на грань новой войны.