Если бы в 1989 году, когда милиция стреляла по демонстрантам на площади Тяньаньмэнь, а международное общество с интересом и надеждой взирало на советскую перестройку, какой-нибудь специалист спрогнозировал нынешний сценарий, его бы наверняка упрятали в желтый дом.
Что же произошло в Поднебесной? Случилось чудо? Нет. В экономике чудес не бывает. В
Весь Запад следовал по стопам США, надеясь, наверное, каким-то образом повторить эпоху так называемых концессий и колоний. Китайцы и иностранцы получили большие взаимные выгоды: хозяева начали развивать у себя современную экономику, а гости производили товары, способные занять новые сегменты мирового рынка.
Естественно, мудрое управление государством является одним из ключевых факторов китайского успеха. Но не единственным.
Во-первых, заработанные деньги не оседали на офшорных банковских счетах очередного коррумпированного чиновника, как это происходило в России, а шли в казну. Следовательно, Пекин имел финансовые средства на то, чтобы строить Китай XXI века и показать всем свой новый вес на международной арене. Здесь попутно возникает один вопрос: китайцы что — больше, чем россияне, любят свою родину, или больше боятся наказания?
Во-вторых, стратегические программы развития страны были выполнены по существу. Народ активно участвовал в их реализации. Знаменитый девиз Дэн Сяопина «Разбогатеть — дело чести» оказался не просто спущенным сверху лозунгом, как это нередко бывало в России, — он совпал с желанием самих китайцев жить лучше.
Снятие остроты демографической проблемы, конечно, ускорило процесс борьбы с бедностью. Кроме того, Пекин понял, что в определенных сферах не имеет опыта, чтобы навязывать свою точку зрения. И поступил так, как, например, делают арабы со своими авиакомпаниями: китайцы финансируют определенный сложный проект, но реализуют его западные менеджеры.
Теперь давайте спросим себя: могли ли такие же линии развития быть использованы Москвой? Когда оказываешься в Поднебесной, ответ становится очевидным.
Долгие годы в России я слышал, что, мол, «мы, как китайцы, должны были следовать политике мелких шагов, а вместо этого перешли к рыночной экономике методом шоковой терапии». Такие вещи у нас в Италии называют «городскими легендами», которые не имеют ничего общего с реальностью.
После распада СССР Запад экономически помогал России, но не доверял ей из-за ее империалистической сущности (см. теории гарвардского профессора Пайпса) и слишком распространенных среди населения реваншистских идей. Тем более что Москва никогда не умела создавать подходящие условия для иностранных инвестиций, как это сумел сделать Китай. Местные номенклатуры, несмотря на отсутствие опыта, предпочитали ни с кем не делить богатства страны. Криминалитет и коррупция в анархической среде не дали даже своим, то есть россиянам, возможности строить более справедливое общество.
Выходит, виноваты Ельцин и его команда? Нет. Пора уже перестать верить в «городские легенды» и признать очевидное: Советский Союз разъел брежневский застой. Горбачев старался спасти сверхдержаву, но у него это не получилось, а пришедшие к власти демократы чудом избежали еще худших бедствий.
Как известно, в данный момент Италия переживает финансовый кризис. А кто накопил долги? Последние правительства? Проди или Берлускони? Ответ точно такой же: нет. Виноваты итальянские лидеры
У каждого народа своя историческая динамика. В начале ХХ века китайцы шли «в минус», а итальянцы и русские — «в плюс». Сейчас — наоборот.
Достаточно пройтись по улице Бунд в Шанхае, чтобы получить подтверждения всему этому. В конце набережной реки Хуанпу великолепно смотрятся роскошные иностранные дворцы и российское консульство, напоминающие о том времени, когда в городе проживали более двадцати тысяч ваших соотечественников и печатались газеты на разных языках. Напротив — современная зона Пудонг с ее удивительными небоскребами. Будущее питерское высотное здание «Газпрома» было бы там одним из самых маленьких. Вот почему эксперты уже называют XXI век веком Китая.
На мой взгляд, китайский «рецепт» не подходит для вашей страны также по менталитету и культуре. В Китае я с удивлением наблюдал, как простые рабочие, торговцы, ремесленники работают, практически без перерыва и выходных, с 7 утра до
Только новый китайский средний класс позволяет себе «гулять» по субботам и воскресеньям, при этом осторожно тратит свои деньги. Такая психология, распространенная на Апеннинском полуострове в
И еще два не менее важных аспекта.
Первое. Молодые китайцы имеют возможность основать свой бизнес без «крыши», а большинство молодых россиян, к сожалению, вынуждены работать за 20 тысяч рублей в каком-нибудь торговом центре. Родись новый Билл Гейтс в современной России или в Италии (с ее огромными налогами и бюрократией) — боюсь, у него не было бы шансов построить свой «Майкрософт».
Второе. После кровавых событий на площади Тяньаньмэнь строитель современного Китая Дэн Сяопин добровольно ушел в отставку. И никто из руководителей страны в последующие годы не «приватизировал» власть, а следовал его примеру. Когда заканчивается мандат, лидеров ждет пенсия. В России же — наоборот: постоянно находится царь, который решает все проблемы.
В итоге в 2011 году китайский ВВП прибавил 9,2%, а российский — 4,3%. Годовое богатство китайцев — 7,26 триллиона долларов, россиян — 2,41 триллиона. У Пекина есть планы развития новых инфраструктурных проектов на несколько сотен миллиардов долларов, а Москва только что отменила программу строительства высокоскоростных поездов. Хотя в данной области Россия уже очень сильно отстает от Китая.
В связи с этим мне сразу приходит на ум история моста, построенного для АТЭС во Владивостоке. Его открыли, потом закрыли. А я не понял: он все-таки «танцевал», как тот, несколько лет назад, в Волгоградской области? Остается надеяться, что во время саммита не будет дуть сильный ветер, гости благополучно прилетят на остров Русский на вертолетах, и им не придется переплывать полный акул пролив, о чем как-то сообщали информагентства.
Россия потратила колоссальные средства на организацию саммита в надежде сбалансировать свою внешнюю торговлю в Азии и понять, интересует ли партнеров по АТЭС будущий Евроазиатский союз. Но китайцы с вероятностью сто процентов отберут у России сцену. Лидеры стран региона будут более сосредоточены на замедлении экономики Поднебесной и смене власти в Пекине. Саммит во Владивостоке рискует войти в историю по трем причинам: из-за нежелания Обамы встретиться с Путиным, из-за прощального приветствия китайского президента Ху Цзиньтао и, конечно же, из-за «экстрима по-русски».