На программу модернизации ОПК и вооружений в ближайшие 10 лет планируется направить почти 23 трлн. руб. «Других денег у нас не будет, и времени больше не будет на реализацию, — настраивал Путин членов Совбеза. — Поэтому мы должны получить максимальную отдачу. Нам, как это называют специалисты в этой отрасли, нужны „штуки“, а не цифры на бумаге». Глава государства велел в первую очередь в сжатые сроки обновить производственные фонды и провести технологическую модернизацию предприятий: «По сути, нам нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как и в
Причем Путин не исключил, что для этого потребуется дополнительная смена кадрового состава на предприятиях ОПК: «Только современные люди, мыслящие современно, могут организовать современное производство». Особо современным молодым специалистам можно было бы выплачивать гранты, добавил он.
Поставленная задача — вывести оборонные предприятия на экономически обоснованный уровень рентабельности — не должна означать рост цен на продукцию. «Экономический рост не может основываться на ничем не обоснованном задирании цен и выбивании денег из заказчика. А заказчик в данном случае — государство», — подчеркнул президент. По его мнению, то, как строится ценовая политика в ОПК сейчас, непонятно: «Правила и принципы формирования видов и моделей цен, планирование и калькуляция себестоимости, расчета фактических индексов цен и рентабельности должны утверждаться постановлением правительства, а многочисленные, нередко противоречащие друг другу ведомственные методики и инструкции должны отменяться». Лично проконтролировать наведение порядка в этой сфере Путин поручил Медведеву.
В оборонке предстоит ломать не только цены, но и стереотипы. По мнению Путина, не стоит придерживаться мнения, что по оборонной тематике могут работать только специализированные госструктуры, частники вполне способны справиться с выпуском сложной продукции. «Следует упростить процедуру создания новых предприятий и оборонных производств с участием частного бизнеса», — продолжал ВВП. А чтобы частные инвесторы могли рассчитать, какая именно продукция и в какой момент может понадобиться оборонному комплексу, стоит создать единый банк данных о потребностях ОПК.
Также не стоит, с точки зрения президента, бояться сотрудничества с «инопартнерами». В том, чтобы пользоваться наработками иностранцев, «нет ничего зазорного». «Но создавать отверточные производства, собирающие зарубежные аналоги вооружения и техники на основе импортных узлов, агрегатов и комплектующих, недопустимо», — подчеркнул при этом он.
При всех возвышенных планах на будущее, Путин не забыл о приземленном настоящем: срывах сроков гособоронзаказа в последние три года. Поэтому отдельно попросил коллег доложить ему нынешнюю ситуацию с контрактами.
По итогам заседания вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил о создании специальной межведомственной рабочей группы, которая выработает меры персональной ответственности за срыв гособоронзаказа и к руководителям оборонных компаний, и к заказчикам, которые формируют «дурные и неисполнимые» заявки. «А то спутники падают, а предприятие рублем не наказано», — добавил Рогозин.
Упавшим спутникам, к слову, Путин уделил особое внимание — сразу после Совбеза он вызвал в свой рабочий кабинет Рогозина и главу Роскосмоса Владимира Поповкина. С тем, чтобы сообщить, что отечественные неудачи в космической отрасли, с его точки зрения, заключаются «в структурной организации этой отрасли». Он предложил чиновникам высказать предложения по реструктуризации отрасли, и, если необходимо, по кадровым решениям — «некоторые уже были приняты в НПО имени Хруничева». Напомню, после падения двух наших спутников, гендиректор научного центра Владимир Нестеров подал в отставку.