Россия, без сомнения, уникальная страна. Какая другая держава могла подарить миру такой шедевр, как Pussy Riot? Большие блестящие глаза, мягкие ресницы и беззащитная улыбка непонимания на скамье подсудимых. На них гневно лают и прокурор, и судья, и православные блогеры; против них весь госаппарат путинского самодержавия, правосудие которого международная общественность сейчас сравнивает с мракобесной инквизицией средних веков. Однако, не надо обижать средние века...
Я уверен, что голливудские сценаристы уже ломают голову над тем, как адекватно донести до американской публики вопиющую незаконность реплик судьи, с которыми она день за днем не принимала ни одного ходатайства защиты. Ведь никто в здравом уме на свободном Западе не поверит, что в современном суде возможны столь грубые нарушения юридических процедур.
Мадонна в шоке, Горбачев, Стинг и немецкий Бундестаг. Запад солидарен. На улицах Москвы, Праги, Парижа, Дублина собираются девушки в пестрых балаклавах и нелепых платьях московских панк-паночек, чтобы орать: "Free Pussy!", "Свободу Pussy Riot!". Бесспорно, они сейчас получают более широкую поддержку на Западе, чем когда-то все советские диссиденты вместе взятые. И - извините, но уж так получилось – они сейчас самая известная музыкальная группа России за рубежом. А раскрутили их патриарх Кирилл, его пиар-советники да Хамовнический Суд.
Российские власти вряд ли смогли бы придумать нечто более эффектное, чтобы показать всему цивилизованному миру: мы не правовое государство, мы империя зла и глупости, мы никогда не будем с вами...
Если честно, Запад это не очень-то беспокоит. Наоборот, приятно, когда можешь точно определить, на какой границе заканчиваться европейская цивилизация и начинается восточное варварство. Немецкий журнал "Шпигель" ликует на своей обложке: "Путинская Россия становится диктатурой чистой воды".
Банальное, наверное, открытие. Но дело не в Путине. Дело в предмете нашего западного восторга.
Конечно, в "аквариуме" Хамовнического суда, без масок, они прекрасны. Эдакая жанна-д'арковская троица. Но каждый раз, когда я смотрю на видео их панк-молебен, мне становится неприятно. Наверное, из-за школьного образования, полученного в католическом монастыре, из-за нескольких десятилетий жизни в той европейской культуре, к которой относятся не только Спиноза, Шекспир и Гюнтер Грасс, но и Толстой, Шостакович, Афонский Монастырь.
Крики, движения, одежда Pussy Riot безобразны. Если это панк, то очень плохой панк. Еще полгода назад их бы выгнали из любого московского подвального рок-клуба минут через десять после начала концерта. Кучка девиц корчится в жалких попытках переорать собственное неумение петь. Если это искусство, то искусство на уровне плинтуса.
"Срань, срань, срань Господня...", "Патриарх Гундяй верит в Путина / Лучше бы в Бога, с..., верил..."
Ах, девушки, патриарх всея Руси Кирилл точно не запомнится как пастух, который показал своим овечкам, что такое скромность и милосердие. Но причем здесь собака? На сцене у вас нет оригинальной идеи, нет ни капли харизмы - одна "срань, срань, срань". Шнур орет куда более талантливо, его мат по сравнению с вашими куплетами - лирика. Крик о свободе? Он звучит гораздо красивее, гораздо убедительнее у Юрия Шевчука.
Короче, с точки зрение эстетики, даже протестной, лучше бы вы молчали. Но вам очень хотелось раскрутиться. И вы пошли в храм Христа Спасителя. Компенсировать свое неумение крутизной места.
Ладно, все-таки молоденькие девчонки. Хотели выразить политический протест. Как и другие западные корреспонденты в Москве, я вижу в Pussy Riot своих феминистски настроенных однокурсниц, таких же шумных, упрямых, убежденных максималисток; вспоминаю и собственные студенческие протестные настроения и нереализованные творческие амбиции. Однако, у Pussy Riot амбиции покруче. Юным московским оппозиционеркам очень уж хотелось переплюнуть арт-группу "Война" и хохлушек-эксгибиционисток из Femen. У которых хотя бы есть юмор. Вот и переплюнули. Плевали перед алтарем церкви, без пощады, плевали на чувства служительниц, прихожанок, бабушек-уборщиц, всего этого простого православного люда. Плевали жестоко, без юмора, без таланта. Позор в масках. Зато маски Pussy Riot сейчас юридический защищенный бренд. Они стали создательницами тренда, мировыми знаменитостями.
Но Россия - это Россия. Именно в России я понял, что плинтус - не предел. Что всегда кто-то сумеет нырнуть ниже. Что правосудие здесь еще фальшивее орёт, чем Riot.
В русском языке есть очень крепкие, просторные слова. Например, "снисхождение" означает одновременно и неуважение, и прощение. Именно со снисхождением стоило бы относиться к девицам.
Но прокуратура построила свое обвинение на заключении экспертов-теологов, которые выяснили, что девушки нарушили запрет, который наложил Трулльский собор 691-го года: "Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика".
Но тот собор собирался почти полторы тысячи лет назад. Тогдашние христианские каноны сильно отличались от современной политкорректности. Они также запрещали верующим лечиться у еврейских врачей, париться в бане с евреями, парится в бане с собственной женой, рисовать крест на земле, пропускать церковное собрание три воскресенья подряд, носить одежду представителей другого пола, быть смехотворцем...
Если следовать правилам собора 691-го года, российская прокуратура 2012-го года должна посадить примерно 95% граждан РФ.
Кстати, новое кремлевско-церковное правосудие горазде жестче, чем православные отцы раннего средневековья. Ибо они за все эти грехи грозили мирянам чисто нравственным наказанием: "Да будет отлучен от общения церковнаго". Ни костер, ни порка, ни даже не позорный столб. А пусси-грешницам Хамовнический суд дал два года.
Дурдом, под плинтусом. Самые грозные ведомства и нравственные авторитеты страны путают древние церковные уставы с Уголовным кодексом РФ. Растаптывают собственные законы. О Конституции, основном законе, очевидно, забыли давно, еще при Ельцине. Кажется, у этого государства нет никаких основ. И власть, и подданные плавают в каше своих понятий, стереотипов и решений очередного тактического вопроса.
Церковь и суд - декорации, пустые ритуалы. У России серьезные проблемы с самоопределением. В нашем дворе стоит "хаммер" с наклейкой "Святая Русь" на заднем стекле. "Хаммер", видимо, думает, что быть крутым - и значит быть святым. Я часто вижу русских, которые троекратно крестятся, когда проезжают церковь, поскольку уверены, что там, внутри, что-то супертаинственное, суперсвятое. Но не могут или не хотят разбираться в сути. Не знают той главной простой идеи, которую проповедовал Христос: люби и своего ближнего, и своего врага.
Современное русское общество не управляется ни Конституцией, ни Евангелиями, оно живет по понятиям. Все кругом - от Михалкова до "хаммера" у нас во дворе - настаивают, что никакая другая нация так не близка к богу. Говорят, что надо "мочить" тех, кто не свои, кто не верующие, кто выпендривается, кто плюет не в тех...
И все, и порядок.
...Я знаю одну повариху из Подмосковья. Верующая, простая русская женщина, она постоянно рассказывает какие-то истории о святых и чудесах, читает какие-то религиозные книжки. Гордится тем, что пасхальный огонь в Иерусалиме загорается у православных, а не у католиков. Она не досмотрела клип с панк-молебном, потому что ей стало не по себе. А перед приговором пуссям сказала мне: "Что их судить? Бог сам знает лучше нас, что с ними сделать".
Снисходительное, адекватное христианское отношение. Но, к сожалению, настоящих верующих в России сегодня мало.